Автор Доктор Праути » 01 ноя 2014, 20:28
"Ловушка"
Вот и меня настиг точный выстрел Харлана Кобена. В эпоху своих, часто бесплодных, хождений по книжным магазинам брал его в руки. Вертел. Понимал, что мастер. Ставил на полку. Думал - успеется. Отпугивал широкомасштабными компъютерными неологизмами, начинкой своих романов гаджетами, дивайсами, прочими матерными словами и их различным применением в жизни героев. Что ж, когда "успеется" - тогда никуда не денешься: все так писать будут.
Хороший, смачный эффект от прочтения первого романа не удивил нисколько. Во-первых, рекомендация коллеги Фелла. Во-вторых, знание, о котором я поведал в первом абзаце. Если отбросить все эти компъютерные вишенки и современные украшения - получается нормальный, толковый детективный роман с расставленными ловушками. Проблема. Поверхностное решение. Проблема загоняется вглубь. Меняет вектор. Перерождение героев. Всё правильно, всё на месте. Рано говорить о понимании стиля писателя, заметил только, что диалоги, из коих в основном и состоит роман, по мере своего развития становятся обезличенными. Трудно следить, кто спросил, а кто ему ответил.
Маленькое эллочкалюдоедковское "хохо" по поводу разбитого броском пепельницы зеркала. Маловероятно, чтобы так полетели осколки. Скорее они осыпались бы. Чтобы причинить подобные увечья, нужно чтобы зеркало взорвалось. Или впечатать хорошенько лицо в блистающее амальгамированное крошево. Этого не случилось, по лицу прошлись только ногой, да и то вскользь.
Теперь по названию, моя любимая тема. Слово "ловушка" сразу предполагает, что героев, скорее всего, в конце ожидает некая западня. Шел, шел - и вдруг не туда пришел. И всё неправильно. Несчастные случаи были? Будут! Ждите. Поэтому расцениваю такие многообещающие, не блещущие оригинальностью, названия как спойлер. Ведь ждешь ее, ловушку-то. И, главное, знаешь - она будет. В замкнутых детективах, а этот роман несомненно к таковым относится, если не по форме, то по глубокому своему содержанию, преступник либо внутри ограниченной группы, либо снаружи. Характер преступления в "Ловушке" дает, по-моему, однозначный ответ, а это в свою очередь ведет к тому, что ловушка для читателя будет где-то в другом месте. Автор определил ее по традиции в финале произведения. Но я, честно скажу, ловушкой такое бы перевернувшееся развитие событий не назвал бы. Поэтому предложил бы новое издание этого романа переимновать, например, кроме шуток, в "Гиммлер любит стейки из тунца". Почему? Потому что, это фраза ключевым образом характеризует выпавшее звено из линии расследования "Принстон", звено, которое не испытало известного разрушения. Ему был явлен дар. И "звено" дало подсказку. Кстати, тоже штамп - детективщики любят размещать в романах различный бред, который обязательно должен толковаться как некий спасительный шифр. Свет во тьме.
Мне понравились адвокаты! У Кобена они все как на подбор - чудо-богатыри! Красивые фразы, доскональное знание темы, буквы и духа закона, ни одного промедления. Хоть бы вспотели, покраснели, в горле что ли пересохло. Нет, манжеты белые (вариант - в розовую полоску) и строго перпендикулярные! Вот где настоящие акулы-философы. Поймают с поличным, в кровище и с пистолетом, на руках жертва - вытащат клиента в два счета. Счета, правда, для клиента будут большими. Я вот несправедливо наверное полагал, что адвокаты - страшные волокитчики, худшие бюрократы и буквоеды, чем чиновники, но отличные психологи. Нудные, серые личности с рыбьми глазами. Что воля, что неволя - всё одно... Тина, болото. Чем дольше длится день вашего дела, тем богаче адвокат. Он еще и книгу о вас напишет. Или диссертацию какую-нибудь.
Нет, Томасси Сола Стейна или Крук Энтони Гилберт мне нравятся больше. У них куча недостатков. А эти? Биороботы с гендерной модификацией.
Плохо, что у Кобена в этом романе все почему-то продвигаются к окнам. И стоят у окна. Да, там за окном, истина... Это уже общее место, увы...
О модных темах, модных обвинениях. Нечего говорить, человек по сути сегодня беззащитен перед зубчатой машиной правосудия. Мне даже недавно сон приснился на эту тему. Полиция снимает меня с туристической прогулки и предъявляет обвинение в преступлении, в котором меня и близко не было. Следаки трактуют в первые часы допроса мою нервозность, неуверенность, неточные ответы как косвенное признание. Про себя, во сне, я подумал: да, попал и ничего сделать нельзя. Вот и девочку ведут. Она всё скажет, как ее научили. Кто-то что-то про меня сказал. Кто-то показал. И фактов не надо. И улик. Ты в тренде, модный криминал, о котором все говорят и пишут. Идет папаша с дочкой. Могут остановить, проверить документы. Так что носите с собой свидетельства о рождении ваших детей. Слава Богу, я проснулся...
В человеке, не желающем выходить из замкнутого пространства, есть нечто интригующее, как и в предположении, что зло можно удержать на безопасном расстоянии простыми средствами вроде музыки или клейкой ленты.
Даррел Швейцер "Тень смерти"