Жан-Батист Росси* Jean-Baptiste Rossi Псевдонимы: Себастьян Жапризо* ; Sébastien Japrisot Роберт Хауард* Robert Huart Дата рождения: 4 июля 1931 г.* Марсель; Франция Дата смерти: 4 марта 2003 г.* Виши; Франция в возрасте 71-и лет Род занятий: Писатель; сценарист; переводчик Жанр: Детектив; психологический роман; роман-тайна Период творчества: 1950 — 2003 гг Премии и награды: Гран-при полицейской литературы* , 1963 г.; Grand Prix de Littérature policière; за роман "Ловушка для Золушки" Серебряный кинжал* , 1968 г.; Silver Dagger; премия "Ассоциации детективных писателей", за лучший иностранный роман в жанре триллера, опубликованный в Великобритании в 1968 году., за роман "Дама в автомобиле в очках и с ружьём"; во Франции этот роман, в 1966 г., получил литературную "Le Prix d’Honneur" Премия Мартина Бека* ; The Martin Beck Award Премия Интералье* Prix Interallié; за роман "Долгая помолвка" |
-
ABOUT THE AUTHOR
Жан-Батист Росси родился 4 июля 1931 года в Марселе, в семье эмигрантов из Неаполя. Ребенок отличался хорошей памятью и успехами во французском языке, и мальчика отдали учиться в иезуитский колледж святого Игнатия. Там Жан-Батист занимался боксом, химией и литературой, и к этому же времени относятся его первые литературные опыты. Жан-Батист Росси не сразу "пришел" к жанру психологического криминального романа. Дебютный роман автора‘Обреченное начало’*, опубликованный под своим собственным именем в 1950 году, был автобиографический. Позднее, в 1975 году, он сам снял по нему фильм. Следующим значительным достижением стал перевод произведений Джерома Дэвида Сэлинджера. Некоторый период времени Росси работал в крупных рекламных агентствах, занимался переводами с английского языка.‘Les Mal Partis’, 1st ed: 1950
Себастьян Жапризо ‘родился’ в в 1962 году, когда в издательстве ‘Denoël’, в серии ‘Crime/club’, был опубликован роман‘Купе смертников’*.‘Compartiment tueurs’, 1st ed: 1950
Творчество Себастьяна Жапризо привлекают не кровожадностью преступников и дедуктивной логикой профессионалов сыска, а, скорее, обязательным присутствием некоей психологической загадки, тайны, разгадывать которую вынужден самый обыкновенный человек, обычный смертный, чтобы избежать смертельной опасности, нависшей над ним. Его психологические криминальные произведения это сочетание suspense и изучения нравов современного общества.
О правах современного общества (Франция рубежа пятидесятых —шестидесятых годов — время действия большинства всех его произведений) действительно можно многое узнать, по крайней мере о той его части, которую составляют малообеспеченные молодые люди, зачастую — провинциалы, приехавшие в большой город за счастьем, но испытывающие психологический дискомфорт и отчаяние от невозможности вырваться на поверхность житейского моря. Они чужие на этом ‘празднике жизни’. Но произведения автора, прежде всего все-таки детективы, и потому ‘картинки нравов’ в той или иной степени подчинены основному — созданию соответствующей атмосферы для возникновения криминальной ситуации и эффективного процесса ее раскрытия.
Особенность повествовательной манеры С. Жапризо в том, что он считает необходимым подробно посвятить читателя во внутренний мир своих героев — жертвы, свидетеля, постороннего, преступника. Автор не скупится на разработку характеров; тщательно ‘знакомя’ читателя с конкретными людьми, и сопереживание — компонент не такой уж частый в детективе — составляет существенный привлекательный момент в творчестве Жапризо. Тем более что герои Жапризо часто попадают в искусные ловушки, расставленные другими. Не понимая, что с ними происходит, они, тем не менее, не теряются в головоломных, порой смертельных ситуациях и легко входят в роль сыщиков поневоле, будучи одновременно преследуемыми, чтобы в финале выйти победителями и воздать должное настоящим преступникам.
Полицейских Жапризо не любит и отводит им роли от ограниченного тупицы до нарушителя закона, и в крайнем случае — статиста. А то и вообще обходится без них, вполне доверяя своим героям самостоятельно разобраться с преступником.
Еще одна специфическая черта Жапризо — центральными фигурами в криминальной ситуации обычно являются женщины (что, пожалуй, свойственно большинству французских авторов; женская психика и женская логика составляют предмет постоянного внимания писателя.
И наконец, что самое удивительное (психологические триллеры, как правило, очень трудно качественно изобразить в кино) творчество писателя очень кинематографично. Недаром все его произведения экранизированы.
Первый опыт С. Жапризо в детективном жанре — роман‘Купе смертников’*— вполне традиционный полицейский роман, хотя и в нем уже заметно признаки той особенности творчества, которые ярко проявятся уже в следующем романе‘Compartiment tueurs’, 1st ed: 1962‘Ловушка для Золушки’*. В основе сюжета ‘Купе смертников’ — убийство молодой женщины в вагоне поезда Марсель — Париж, в ходе расследования которого преступник жестоко заметает следы, опережая своими действиями полицию.‘Piège pour Cendrillon’, 1962
Роман‘Ловушка для Золушки’*, отмеченный‘Piège pour Cendrillon’, 1st ed: 1965Гран-при для литературы детективного жанра во Франции*считается одним из самых лучших произведений Себастьяна Жапризо. На первых страницах романа, начинающегося как сказка, читатель знакомится с двумя (тремя) девушками, приятельницами с детских лет. Но только одной в ранней юности повезло — она стала ‘принцессой’, то есть обладательницей баснословного состояния, а другая прозябает ‘Золушкой’ в банковских служащих. Случай сводит их снова вместе, и обе — по разным причинам — испытывают большую тягу друг к другу. Совместные развлечения длились недолго. Фатальное стечение обстоятельств ведет их к трагедии. В результате пожара на вилле, где они проводили лето, одна сгорела, другая осталась жить, но с потерей памяти, обгорелыми руками, лицом, измененным пластическими операциями... Who is Who? Кто есть кто? И каким образом это можно установить, если нет объективной точки отсчета? И кем чувствует себя оставшаяся в живых, если постепенно узнает такие подробности, которые предполагают как минимум тройное толкование хода событий?Grand Prix de Littérature Policière
Героиня следующего романа Жапризо Дани Лонго, по признанию самого автора, была его любимым персонажем.‘Дама в очках и с ружьем в автомобиле’ — самый любимый из моих персонажей. Она никогда мне не надоедала. Она совершенно не понимала, что с ней происходит, а для литературного героя это просто великолепно, это придает всему удивительное правдоподобие. Как будут развертываться события, я обычно узнавал раньше моей героини, а это так вдохновляет. Женщина, которая позволяет мужчине верить, что он умен,— явление достаточно редкое. И когда я писал последние строчки романа, я даже жалел, что все уже позади, что отныне она будет жить без меня.
Практически все произведения Жапризо экранизировали, и многие неоднократно.
На мой взгляд, ‘Ловушка для Золушки’, ‘Дама в очках и с ружьем в автомобиле’ и ‘Убийственное лето’ — лучшие произведения С. Жапризо. И могут служить эталонном романа-тайны. -
БИБЛИОГРАФИЯ
- ×
Подробная информация во вкладках