Петр Алексеевич писал(а):Он прав в том смысле, что книга великолепная. Гораздо лучше "Восточного экспресса".
Только Брана, скорее всего, имел в виду не это, а просто болтал в обычном стиле киношников "ужо я экранизирую вел-ликолепную книгу" (неважно, какую). И меня удивляет, что он по сути предлагает линейку ремейков того цикла. "Смерть на Ниле" отличный роман, но есть и другие ничем не хуже.
Вообще я согласен с вами, но с немного другими акцентами. "Экспресс" - в чём-то одноразовая книга. Первый раз этакой преступник ошарашивает читателя, он его намертво запоминает, и всё, книгу неинтересно читать ещё раз. А если случайно узнал откуда-то развязку, то читать "Экспресс" и вовсе незачем. И скучно. Я вот не могу его перечитывать, а фильм Люмета пересматриваю только ради некоторых актёров. Мб, поэтому в сериале с Суше на сюжет "Экспресса" попытались не очень удачно навесить дополнительную смысловую нагрузку.
"Смерть на Ниле" - не эксперимент, а основательный детективный роман, одна из лучших загадок Кристи в том смысле, что это одна из тех книг, где Кристи наиболее виртуозным образом применила свои любимые трюки. Плюс, преступник "Смерти на Ниле" - не сюжетная фикция с прицепленным мотивом, как это часто бывает; за ним стоит какая-то внутренняя драма, может быть, даже трагедия. Возникает сочетание прекрасной головоломки и её внутренней эмоциональной наполненности. Но великолепной я считаю именно головоломку и образ преступника, а не роман в целом, перегруженный лишними персонажами и сюжетными ходами. Сам сюжет великолепным сделал Энтони Шеффер в своём сценарии, покоцав лишнее и до карикатуры усилив противопоставление типажей. Характерно, кстати, что именно после усилий Шеффера и Гиллермина "Смерть на Ниле", в своё время имевшая успех, но никак не выделенная читателями и критиками из ряда соседних произведений Кристи, стала рассматриваться как одно из лучших и знаковых её произведений. Я бы сказал, что Шеффер с Гиллермином раскрыли эпический потенциал, заложенный в сюжете "Смерти на Ниле" - сочетание романтики дальних странствий, египетской темы (всегда ассоциирующейся с мистикой и смертью), интригующей загадки и острой, завораживающей страсти. (Характерно, что уже "Зло под солнцем", поставленное по ничуть не худшему роману, на экране получилось в разы скучнее.) Камерный и головной по природе своей жанр приобрёл невиданный размах и смыслы, акцент перенёсся с логических рассуждений на внутреннюю драму. И лично для меня в этом фильме лучшее, намертво запоминающееся, выводящее фильм Гиллермина из разряда изысканных развлечений на уровень высокого искусства - не тщательное расследование Пуаро-Устинова, не отличная игра многих замечательных актёров в ролях подозреваемых, а Линнет с мужем, во весь опор скачущие к пирамидам Гизы под тревожную мелодию Нино Роты, шарфик Жаклин де Бельфор, развевающийся под ветром на ступенях Абу-Симбела, и её безумно-невинный взгляд.
Если Брана будет снимать, интересно, кого из персонажей выкинет/объединит он и насколько это будет отличаться от вариантов Шеффера и сериала.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...