КурортДа, до сих пор под впечатлением. Казалось бы, передо мной рядовой триллер, когда герои попадают в затруднительное положение, которое требует, чтобы они остались в живых, но за их спинами бы при этом всё сверкало и взрывалось... Переводчик Виктор Вебер в своей вступительной статье "Сол Стейн. Кто он?" пишет, что Стейн - "больше чем писатель". Присоединяюсь. Так и в отношении "Курорта" хочется сказать - больше чем триллер. Потому что в книге есть большая тема, большая проблема, о которой несколько подзабыли. Тему, которую некоторые уже видят на свалке истории как неприятный, отслуживший свой срок инструмент. А зря.
Генри и Маргарет Браун, он - преуспевающий бизнесмен в годах, она - преуспевающий врач-психиатр в расцвете лет, жители Нью-Йорка, путешествуют по Калифорнии. Финансовые возможности позволяют им остановиться в фешенебельном горном санатории "Клиффхэвен", расположенном в уединенном месте среди реликтового хвойного леса. Сказка! Некоторые странности в поведении обслуживающего персонала, неоткрывающееся окно в номере, заминка с дверью - ну разве могут такие мелочи омрачить столь долгожданный отдых? Нет, конечно... Триллер тем и хорош, что его нужно читать до конца, до самой-самой вот точечки. Даже если книга вам кажется похожей на песочные часы судьи из романа Д.Д.Карра "Игра в кошки-мышки" - широкое начало под воздействием силы притяжения перетекает в узкую перемычку острой фазы и выливается, песчинка к песчинке, в бурный однозначный финал, но в рамках строгой формы из прозрачного стекла.
Здесь же, хоть и присутствуют яркие магнитики блокбастера, книга ими густо не облеплена. Генри Браун, столкнувшись с абсолютно загадочной, бесчеловечной каверзой, сохраняет хладнокровие, пытается на практике применить навыки логического мышления и строгого анализа, которым в свое время его научил отец.
Мир враждебен, Генри, смотри по сторонам и чуть-чуть вверх, предчувствуй опасность, но не подавай вида... И ведь почувствовал подвох, и стоял, смутившись от того странного взгляда, в лифте, но... Кстати, этот небольшой роман изобилует такими своеобразными правилами поведения и мысленными обработками. И всегда к месту!
В один из напряженных эпизодов Браун находит поистинне поэтический выход из тупиковой ситуации - "в дальних деревьях..." А ведь буквально за секунду до этого места в романе, я предсказал подобное решение, пусть и не стопроцентно. Это ведь мастерство автора - свести усилия ГГ и читателя к одному знаменателю.
Ближе к концу романа хитрец Стейн создал у меня ложную иллюзию бравого хэппи-энда в "лучших" традициях похождений Рэмбо или неуловимых мстителей: все счастливы, ни одной царапины, а за спиной всё сверкает и дымится
... На минутку я поморщился, но только на минутку. Потому что дальше началось то самое, что "больше чем писатель" и "больше чем триллер", о чем я и писал в начале.
Как правильно заметил Доктор Фелл - правда и правосудие разные вещи. Можно дело завершить в суде, и о нем забудут через десять дней. А можно сделать так, как обещает своей жене, Маргарет, сделать Генри Браун. Вооружившись правдой и надеждой. В последней главе представитель прокуратуры предлагает семье Браунов стать "другими людьми", тихо, без шума сменив место жительство, работу, имя под гарантии государства. Почему-то думается, Брауны станут "другими людьми", но по совсем другой причине...
Ну что ж, раз уж я упомянул об этом, на очереди
"Другие люди"!
Добавлено спустя 16 минут 17 секунд:А может и
"Фокусник". Я такой не постоянный...