Я долго думал в какой теме написать о романе Умберто Эко «Пражское кладбище». Это не детектив. Но и не просто очередной исторический роман. Не хотелось бы, чтобы мои мысли об этом романе, просто затерялись среди множества рецензий. Впрочем, это и не совсем обычная рецензия или рекомендация. И вспомнил о своем ЛП.
Все, что вы сейчас прочтете, не рекомендация. И даже не впечатления от прочитанного произведения. Это попытка собрать воедино те мысли, которые крутились в моей голове, когда я читал «Пражское кладбище» Умберто Эко.
Я не знаю, к какому жанру относится этот роман. Назвать его историческим памфлетом или романом. Можно. Место действия Франция девятнадцатого века. Среди героев Дюма, Гарибальди, Наполеон и многие другие исторические личности. Или реконструкцией создания одной фальшивки, известной под названием «Протоколы сионских мудрецов»? Или это история одного отморозка, написанная им самим? Скорее провокационный роман. Есть такой жанр? Впрочем, какое это имеет значение. Главное что он (роман) был наконец-то написан.
Сюжет произведения прост. Это дневник некоего Симоне Симонини. Как пишет Эко в послесловии, это единственный выдуманный герой. Симоне – это собирательный образ, который вобрал в себя, все худшее, что есть в человеке. Его, если ее можно так назвать, специальность – подделка оригинальных документов. За бабло этот фрукт может написать все: от завещания до документа, который впоследствии привел к уничтожению миллионов.
Делая главным героем отрицательного персонажа, Эко добивается двойного эффекта. Во-первых, не нужно загонять себя в рамки политкорректности. Можно вложить в его уста всю грязь, все о чём говорится в темных подворотнях. А почему в подворотнях то? Такая же гнусность, только в более политкорректном виде говорилась и в больших светлых кабинетах, культурными людьми в белых перчатках. Впрочем, я очень боюсь, что глагол «говорилась» вполне уместно употреблять в настоящем времени.
Во-вторых. Сделав своего героя таким, автор показывает свою позицию. Читатель не может полюбить такую личность. Он не может ему сопереживать. А значит и оправдать его действия или, а это самое главное, понять и принять его мысли.
История, которую описал Эко, это история создания известных протоколов сионских мудрецов. Протоколов, которые привели… Все это и так хорошо знают. Но вот в чем проблема. Как бы это сказать… Виктор в своем ЛП написал одну интересную историю. И я представил себе ситуацию, если бы такая «мадама» прочла бы роман Эко или те же протоколы. Ну она одна ладно. А если сотни, тысячи, миллионы таких, с девственно чистым мозгом, по образному выражению Задорнова, такое прочтут? Но, а это еще страшнее, когда такими трудами пользуются умные кукловоды. И это, несмотря на то, что уже доказано сотни раз, что все это фальшивка, этим пользуются до сих пор. И тем не менее. Эко верит своему читателю. Верит что он поймет. И поэтому не заканчивает ее какими-то нравоучениями, объяснениями. Делать выводы он оставляет нам. А вот какой вывод сделает каждый из нас, это уже зависит от многих факторов.
Читая роман, мне невольно вспоминались сюжеты телевидения. Хм. Эти протоколы были написаны в конце девятнадцатого века. Сюжеты уже в двадцать первом. А технологии все те же. Ничего не изменилось. Поменяй пару имен, немного подстрой под другие, более современные реалии, и фальшивка готова. Представил себе такого «Симоне Симонини», только современного. «Вооруженного до зубов» современными технологиями изготовления и распространения очередной истории заговора ________. А над чертой можно вписать что угодно. От заговора сионистов, масонов или общества «все мужики сво» … или инопланетян. А потом, социальные сети в помощь, и уже очередное «пушечное мясо» строит баррикады, а «красная вдова» ждет очередных гостей.
Эко отлично изучил материал. Я, читая это произведение, очень часто использовал интернет, чтобы посмотреть ту или иную информацию. Произведения автора читать очень трудно, но обвинить его в «клюкве» нельзя. И «Пражское кладбище» еще один пример мастерства Эко.
И последнее, может быть это и есть самое главное во всем произведении. Эко сумел показать, как из-за мелочи, незначительного действия, может произойти жуткая катастрофа. До сих пор неизвестно когда именно, как и кто написал фальшивку под названием «Протоколы сионских мудрецов». Зато очень хорошо известно, как ей воспользовались и к чему это привело. И не дай бог, еще приведет.
Жуткая книга. Читать очень трудно. Язык тяжелый. Переводчик поработал на славу. Ты не читаешь, а буквально «вгрызаешься» в текст. Но это одно из произведений, которые нужно прочесть. Чтобы знать и понимать окружающий мир. Чтобы слушая какое-то очередное разоблачение, понимать как это делается. Понимать кому эту выгодно. Чтобы не быть послушной марионеткой в руках опытных кукловодов.
Прочитайте. Не пожалейте времени.
А я… К сожалению, мой отпуск уже заканчивается. А такие книги «на коленке» не прочитаешь. Поэтому, в следующий какой-то большой перерыв (отпуск ждать долго), к примеру, новый год, прочту еще что-то Эко. Видимо я читал его в слишком юношеском возрасте и не оценил.