Автор igorei » 22 мар 2013, 18:56
Представляю вашему вниманию статью известного британского литературного критика Xavier Lechard, написанную, как рецензия на выход книги Станисласа-Андре Стеемана в Великобритании (2010).
Восторженный отзыв Мартина Эдвардса на книгу "Шесть мертвецов" ("Six Hommes Morts") заставил меня рассказать вам об одном из величайших авторов французского Золотого Века, и возможно, одного из величайших писателей детективного жанра всех времен: Станисласе-Андре Стеемане.
При рассмотрении творчества Стеемана трудно не провести параллель с его коллегой-соотечественником Жоржем Сименоном. Оба были франкоязычные бельгийцы, оба родом из Льежа, оба прекратили свое образование на ранней стадии и оба начали свою литературную деятельность как журналисты. Оба достаточно быстро завоевали популярность, как авторы детективных произведений.
Что же отличает их друг от друга? Прежде всего то, что Сименон, видел себя "серьезным писателем", а к детективному жанру как к удобному (особенно если становится скучно) способу зарабатывать на жизнь, в то время как Steeman всегда считал себя, в первую очередь детективным писателем, хорошо понимающим и знающим его закона, впрочем которые он никогда не боялся разрушить. Более того, Стееман был всегда преданным адептом "честной игры" с читателем, которая в последние годы его творчества теряла популярность в детективном жанре.
Признание и популярность пришли к Стееману очень рано. Причем в различных жанрах литературной деятельности. Его первые комиксы, созданные еще в детском возрасте (Стиман был одаренным иллюстратором, он одинаково хорошо владел и карандашом, и пером) продавались очень хорошо. Позже, он занимался поэзией и написал несколько "Histoires légères" для парижских специализированных журналов, редакторы которого не знали о нежном возрасте своего плодовитого автора. Затем он вошел в состав творческой группы "Nation Belge" (Бельгийская нация), где подружился с журналистом Герман Сартини (псевдоним Sintair). Вместе, они написали, пародию на детективные романы того времени, и отправили его французскому издателю Le Masque как шутку. К их большому изумлению, она была принята и Le mystère du zoo d'Anvers (The Anvers Zoo Mystery) была опубликована в 1928 году. Более того, книга имела успех. За ней последовала Le treizième coup de Minuit (The Thirteenth of Midnight), а потом Le maître de trois vies (The Master of Three Lives), Le diable au collège (Devil at High School) и Le guet-apens (The Trap). Sintair, однако, не собирался стать профессиональным писателем и их сотрудничество закончилось.
Стееман, стал работать самостоятельно.
Его три первых сольных детективных романа были экспериментальными работами на окраине жанра. Один из них, Zero, представлял читателям образ инспектора Aimé Malaise, который может быть описан, как стеемановский комиссар Мегрэ. Романы ему самому, не очень нравились и он перешел на написание, сравнительно более ортодоксальных. И сразу успех Six Dead Men, приносит ему Grand Prix du Roman d'Aventures в 1931 году, и определенно утверждает его как крупного писателя детективиста, а Стееману, только 23 года. В книге появляется любимый детектив автора, остроумный городской детектив- Wenceslas Vorobeitchik (Mr. Wens), он и будет задавать тон в его последующих произведениях: очень умный, ироничный, уважающий правила и в то же время нежно подшучивающий над ними.
Следующий роман писателя, La Nuit Du 12 Au 13, удивил всех своей атмосферностью и слегка напоминал стилем романы Сименона. Но Le Démon de Sainte-croix, снова на вершине читательского успеха.
Писатель в тридцатые годы, хотя и не был столь плодовитым, как его коллега-соотечественник, но писал чрезвычайно разнообразно по фону, жанру и стилю. "Традиционные романы с тайной" с участием Mr. Wens чередуются с триллерами (Le lévrier bleu -The Blue Greyhound), фантазиями (Feu Lady Anne - The Late Lady Anne) пародии (L'Infaillible Silas Lord -The Unfallible Silas Lord) и более психологическими работами, такими как Le mannequin assassiné - The Murdered Dummy (снова с инспектором Malaise) или La maison des veilles -The Waking House. Даже в сравнительно более ортодоксальных работах, писатель находит место для эксперимента: L'ennemi sans visage, которая граничит с жанром фантастики, является хорошим примером тому.
Работы Стеемана, являющиеся классическими представителями French Golden Age детектива с ее акцентом на самобытность и изобретательность, в то время соперничали с англо-саксонскими мастерами, не уступая им в плане строгости, честной игры и сообразительности. Кульминацией этого периода становятся Le trajet de la foudre (The Course of Lightning) и L'Assassin habite au 21 (The Murderer Lives At Number Twenty-One), события в которых, происходят в Лондоне, и описывают истории серийного убийцы под именем Mr. Smith, возможно шедевры жанра детективный роман. По мотивом последней, Анри-Жорж Клузо (Henri-Georges Clouzot) снимает фильм, такой же блестящий, как и его источник (Pierre Fresnay в роли Mr. Wens).
С началам войны, Стиман стал писать еще реже. Он начал сотрудничает в Belgium Le Jury, которое поддержало таких перспективных писателей, как Thomas Owen, Paul Kinnet or André-Paul Duchâteau. Эксперимент был недолгим, так как немецкие войска оккупировали Бельгию, писатель попадает в опалу и не печатается, якобы как "англофил". За годы войны, опубликован лишь один роман Légitime Défense. Анри-Жорж Клузо создал на его основе замечательный фильм, возможно, одну из вершин французского кино. Стееман, признавая при этом качество фильма, возмущался, тем, что в сценарии была изменена персона виновного, отношения писателя с большим экраном были навсегда испорчены.
Послевоенный период принес радикальные изменения в жанр, и работы Стеемана также меняются, в соответствии с требованиями времени. Он еще успевает издать свой классический роман Crimes à vendre (Crimes for Sale), а затем следует произведения в стиле Хард -бойл, три романа в главной роли которых, частный детектив Дезире Марко (Désiré Marco): Madame La Mort (Madam Death) Dix-huit fantômes (Eigtheen Ghosts) и Faisons les fous (Let's Go Crazy). Затем он возвращает Mr. Wens, но это мистер Венс, не имеет ничего общего со старым мистером Венсом. Wenceslas Vorobeitchik в Poker d'Enfer (Hell's Poker) и Six hommes à tuer (Six Men To Kill) является совершенно другим персонажем, он уже не столь интересуется вопросами "как"и "почему это сделали", их заменяет стандартный вопрос "кто это сделал". Много изменилось в этих историях, но не исчезли обычные для Стеемана ум, логика, скрупулезность и честность по отношению к читателю.
В последнее десятилетие своей жизни романы становятся все более горьким и темным. Impasse des Boiteux, Le condamné meurt à cinq heures (The Convict Dies At Five), Une veuve dort seule (A Widow Sleeps Alone, поклонниками этого романа являлись Boileau-Narcejac) и его послений роман, Autopsie d'un viol (Autopsy of a Rape), это уже классический нуар.
Когда, в 1970 году писатель умер, осталось незавершенными множество проектов (в том числе перспективные Crime On Orbit), которые никогда не были реализованы. Стееман ушел, оставив этот мир беднее. Ему было всего 62.
Стееман, крупнейшее имя в истории франкоязычного детектива. Он был одним из первых писателей, который сумел придать детективу форму серьезной литературы, как формально (он был печально известный перфекционист, и полностью переписал некоторые из его ранних книг, поскольку они больше ему не нравились) и концептуально. Он также был одним из немногих довоенных писателей-детективистов, которые пришли к соглашению с новым парадигмам, возникшими после Второй мировой войны, и сумел сделать это, без отказа от своей индивидуальности и своих принципов. Наконец, он был одним из величайших и самых изобретательных мастеров криминального замысла, наряду с Агатой Кристи, Эллери Квином и Джоном Диксоном Карром на период до войны, и Маргарет Миллар и Фредериком Брауном в послевоенный период. Это позор, что он остается так мало известен в странах английского языка, где только две его книги были переведены.
After every possibility has been explored, then what remains, no matter how impossible it may seem, must be plausible...Sir A.C. Doyle
- За это сообщение автора igorei поблагодарили: 5
- buka (04 янв 2015, 16:26) • Faramant (20 авг 2013, 18:02) • Гастингс (22 мар 2013, 21:31) • Stark (22 мар 2013, 20:07) • Доктор Фелл (22 мар 2013, 19:09)