Меня зовут КоломбоСамый любимый детективный телесериал родом из детства. Наверное, не найдется человек, который после просмотра «Коломбо» (1968-2003), остался бы к нему равнодушным. Возможно, все дело в игре
Питера Фалька (1927-2011)? Кто знает. «Фальк был любимчиком всех, кто обожал "помятого" детектива», писал историк Дэвид Фэнтл, и это действительно так. Он был гением своего образа. В нем было нечто, делавшее лейтенанта Коломбо особенным. И это, невероятно.
Телесериал интересен в первую очередь тем, что сюжет изначально построен по нестандартной для детективов схеме, зритель с самого начала знает кто убийца, и главной загадкой становится то, каким образом Коломбо удастся его вычислить. Как правило, убийца настолько самоуверен, что верит, что совершил «идеальное преступление», и это превращает сюжет в некую интеллектуальную дуэль, позволяет рассматривать историю не только с точки зрения следователя (как это обычно бывает в классических детективах), но ещё и преступника.
Коломбо «сериал»
«Коломбо» (англ. Columbo; вариант названия в российском показе «Меня зовут Коломбо») — американский детективный сериал, созданный Ричардом Левинсоном и Уильямом Линком. Пилотная серия сериала вышла в эфир в 1968 году; как регулярный сериал снимался в 1971—1978 годах (44 эпизода из 69), и после перерыва в 1989—2003 годах. В главной роли лейтенанта Коломбо, детектива лос-анджелесской полиции по делам убийств, бессменно снимался Питер Фальк.
Основы сериалаОбраз Коломбо, по признанию авторов, навеян образами архетипичных следователей мировой литературы, а также детектива Альфреда Фише из выдержанного в хичкоковском духе саспенса «Дьяволицы» («Les Diaboliques», 1955, Франция).
Большинство расследований Коломбо проводит в Лос-Анджелесе, а преступниками являются не обычные люди, а известные и респектабельные представители высшего света: бизнесмены, актёры, музыканты, генералы и модные писатели. Коломбо в своем потертом плаще, на старой, постоянно ломающейся машине, резко контрастирует с этим блестящим фоном, вызывая своим обликом удивление и насмешки.
Сериал построен по нестандартной для детективов схеме, зритель с самого начала знает кто убийца, и главной загадкой становится то, каким образом Коломбо удастся его вычислить. Как правило, убийца настолько самоуверен, что верит, что совершил «идеальное преступление», и это превращает сюжет в некую интеллектуальную дуэль, позволяет рассматривать историю не только с точки зрения следователя (как это обычно бывает в классических детективах), но ещё и преступника.
На первый взгляд лейтенант Коломбо — неуклюжий простак с неловкими манерами и походкой. Он любит по-стариковски потолковать «за жизнь» со встречными, восхищённо и искренне подивиться всему, что несвойственно быту скромного обывателя. Однако за этой внешностью стоят острый ум, наблюдательность, бесстрашие, упорство и знание человеческой психологии.
Коломбо достаются самые изощрённые преступления — хорошо продуманные, хладнокровно исполненные, где, по замыслу преступника, уничтожены доказательства или сфабрикованы ложные улики против невиновных. Ему часто противостоят злоумышленники из высшего света: богатые, влиятельные, защищённые адвокатами и связями. Нередко «идеальные» убийства оказываются подготовлены людьми, обладающими специальными, а то и уникальными навыками: фокусниками, специалистами по кинотрюкам, поварами или военными.
Метод Коломбо — не упустить детали, почувствовать пусть малейшее несовпадение обстоятельств, просчитать замысел преступника, а потом подвести его к саморазоблачению. Лейтенант может навеять подозреваемому ощущение безопасности, а потом разбить его покой мимолётным замечанием, посвящением в ход размышлений или даже прямым обвинением — заставив нервничать, совершать ошибки. Момент истины настает обычно, когда преступник предпринимает какой-либо решительный шаг, не догадываясь, что уже идёт в ловушку. Коломбо не стесняется, если считает нужным для дела, разрушить фундамент строящегося небоскреба («План убийства»), устроить фиктивные похороны собственной жены («Загадка миссис Коломбо»), накормить преступника роскошным обедом за свой счет («Старый портвейн») или самому выступить в роли жертвы-приманки, не считаясь с риском для жизни («Загадка миссис Коломбо», «Коломбо идет на гильотину»).
- награды | +
- Золотой глобус (1973 год)
Победитель:
Лучшая мужская роль на ТВ (драма) (Питер Фальк)
Лучший драматический сериал
Золотой глобус (1974 год)
Номинации:
Лучшая мужская роль на ТВ (драма) (Питер Фальк)
Золотой глобус (1975 год)
Номинации:
Лучшая мужская роль на ТВ (драма) (Питер Фальк)
Лучший сериал (драма)
Золотой глобус (1976 год)
Номинации:
Лучшая мужская роль на ТВ (драма) (Питер Фальк)
Лучший сериал (драма)
Золотой глобус (1978 год)
Номинации:
Лучшая мужская роль на ТВ (драма) (Питер Фальк)
Лучший сериал (драма)
- Интересные факты | +
- 1. Коломбо ездит обычно не на служебной машине, а на своем собственном сильно помятом кабриолете «Пежо-403» серого цвета. Это довольно редкая машина (выпущено чуть больше 2 тысяч), и Коломбо имеет полное право невзначай бросить владельцу «Роллс-Ройса» или «Ягуара»: «У меня тоже импортный классический автомобиль». В одной из серий Коломбо заявляет, что его автомобиль — 1952 года выпуска; однако «Пежо-403» выпускался с 1955 года, а с кузовом кабриолет — с 1956.
2. Коломбо очень часто рассказывает о своей жене, говорит с ней по телефону, советуется в сложных ситуациях, в эпизоде «Смерть в океане» отправляется вместе с нею в морской круиз. Но ни в одной серии миссис Коломбо не появляется в кадре.
3. В сериале никто не упоминает имени Коломбо. Только в серии «Мертвый груз» на служебном удостоверении лейтенанта можно разобрать его подпись: «Фрэнк Коломбо».
4. Коломбо панически боится высоты. Это видно, к примеру, в сериях № 2, № 8, № 24 — полёты на самолёте, передвижение по канатной дороге или нахождение на краю обрыва заставляют его сильно нервничать. Коломбо страдает морской болезнью (серии № 5 и № 29), его укачивает в самолете (серии № 2 и № 24). Также он боится ездить в лифте (серия № 29).
5. Коломбо — ветеран Корейской войны 1950—1953 годов, в которой принимал участие в качестве военнослужащего следственного отдела военной полиции (серия № 24)
6. У Коломбо — собака породы бассет; она не имеет клички (в семье Коломбо её зовут просто «Пёс»), она редко лает и не любит сидеть в машине; в одной из серий лейтенант отдаёт её в специальную школу для собак, чтобы научить пса хоть чему-нибудь, но директор школы просит Коломбо забрать его из школы, поскольку он «деморализует всех воспитанников».
7. Коломбо от серии к серии в любую погоду носит один и тот же очень старый и не очень чистый бежевый плащ, который часто становится причиной недоразумений или шуток как со стороны его собеседников, так и от самого Коломбо. От нового плаща — подарка миссис Коломбо — лейтенант изо всех сил старается избавиться, так как «он мешает думать».
8. Серии № 60 («Умереть некогда») и № 64 («Маскарад») сняты в нетрадиционном для сериала стиле. Сценарии для них не были написаны специально для сериала — они основываются на произведениях Эда Макбейна о 87-м полицейском участке — «Пока оба живы» (So Long as You Both Shall Live) и «Головоломка» (Jigsaw).[7] Питер Фальк здесь играет скорее «крутого полицейского», чем лейтенанта Коломбо. Серия № 60 и 64 — единственные, где он появляется с оружием. 64 эпизод — первый в сериале, где его избивают.
9. Режиссером эпизода № 3 «Убийство по книге» является Стивен Спилберг. Продюсером, сценаристом (№ 62) и режиссёром (№ 9) некоторых эпизодов был сам Питер Фальк.
10. На главную роль в сериал иногда приглашались голливудские звезды: Энн Бакстер (серия № 14 «Реквием для падающей звезды»); Ким Хантер (серия № 6 «Подходящие улики»); Рэй Милланд (серия № 4 «Смерть протягивает руку», № 11 «Смерть в оранжерее»); Джанет Ли (серия № 32 «Забытая леди»); Мирна Лой (серия № 10 «Этюд в черном»); Хосе Феррер (серия № 23 «Стивен Спилберг спешит на помощь»); Вера Майлз (серия № 18 «Жертва красоты»); Лесли Нильсен (№ 7 «На грани нервного срыва», № 34 «Кризис личности»), Фэй Данауэй (№ 62 «Всё поставлено на карту»), Тайн Дейли (№ 61 «Синица в руках»); а также один из самых успешных исполнителей в США кантри Джонни Кэш (№ 24 «Лебединая песня») и пионер независимого американского кино Джон Кассаветис (серия № 10 «Этюд в черном»). Также в сериале снялись такие известные в свое время или позднее актеры как Луи Журдан, Селеста Холм, Оскар Вернер, Джейми Ли Кёртис, Саманта Эггар, Блайт Даннер (мать актрисы Гвинет Пэлтроу), Джефф Голдблюм, Патрик МакГухан, Уолтер Кёниг, Уильям Шатнер, Леонард Нимой, Джордж Гейнс, Дин Стоквелл, Хорхе Гарсиа, Ида Люпино, Джина Роулендс и другие. В эпизоде № 14 «Реквием для падающей звезды» в качестве камео появилась Эдит Хед — легендарная голливудская художница по костюмам, обладательница 8 Оскаров в номинации «Лучший дизайн костюмов», что является абсолютным рекордом среди женщин, когда-либо получавших эту награду. В кадре были показаны все восемь её статуэток.
11.Для сериала нередки повторения актеров. Лесли Нильсен сыграл адвоката в эпизоде № 7 «На грани нервного срыва», а в эпизоде № 34 «Кризис личности» — спецагента, на убийстве которого основан сюжет. Джек Кэссиди играет убийц в трех эпизодах: № 3 «Убийство по книге», № 22 «Роман без окончания» и № 36 «Смертельный номер». Роберт Калп также играет убийц в трех эпизодах: № 4 «Смерть протягивает руку», № 12 «Смертельная развязка», № 21 «Коломбо теряет терпение» и № 56 «Коломбо отправляется в колледж» играет отца одного из убийц. Патрик Макгуэн играет убийц в четырех эпизодах: № 28 «При первых проблесках зари», № 34 «Кризис личности», № 52 «Сценарий убийства», № 67 «Звезда и смерть», причем, в трех их них (№ 34, № 52, № 67) он еще и режиссер, а также он режиссер эпизодов № 37 «Последний салют командору» и № 68 «Убийство по нотам». Роберт Вон играет в эпизоде № 29 «Смерть в океане» убийцу и в эпизоде № 37 «Последний салют командору» подозреваемого.