Известный современный критик и детективист-любитель Майкл Грост составил подробную и авторитетную классификацию детектива по поджанрам, обоснованно выделив в нём несколько принципиально различных школ. Ниже будут приведены статьи, подробно рассказывающие об их особенностях и различиях. Обсуждать приведённые материалы можно в этой же теме.
Школа интуиционизма
Две ключевых противоборствующих школы в классическом интеллектуальном англоязычном детективе "Золотого века" — интуиционисты и реалисты. Ярчайшими представителями первых в двадцатые-тридцатые годы XX века были Гилберт Кит Честертон, Агата Кристи, Джон Диксон Карр, Стивен Ван-Дайн и Эллери Квин.
Краткая история и хронология интуиционизма:
1) Краеугольные камни в основание будущего поджанре заложили такие авторы, как Анна Кэтрин Грин, Фергюс Хьюм и Конан-Дойль. 2) Дойль выкристаллизовал большинство наиболее характерных характеристик интуиционного детектива в ряде своих рассказов о Шерлоке Холмсе; в первую очередь это "Человек с рассечённой губой" (1891) и "Серебряный" (1892). 3) Важную роль сыграли мастера невозможного преступления 1891—1914 годов, такие как Зангвилл, Фатрелл и Честертон. 4) Как Дойль, так и "авторы невозможностей" специализировались на коротком рассказе. В 1910-е годы в США ряд в основном женских имён вывел интуиционизм на поле полнометражного романа: Каролин Уэллс, Изабель Острандер, Ли Тэйер. 5) Выход в 1920 году "Таинственного происшествия в Стайлсе" Агаты Кристи ознаменовал не только приход романного интуиционизма на английские берега, но и окончательное формирование зрелой школы. Уже по её следам ступали Джон Диксон Карр, С.-С. Ван-Дайн и Эллери Квин.
Завершим этот краткий обзор своего рода сисетематическим деревом видов, подобной составляемым в биологии. Вслед за каждым автором уровнем ниже следуют его непосредственные последователи. )Для упрощения схемы оставлены лишь авторы, темы которых присутствуют на нашем форуме, кроме тех, от кого идут ветви к известным нам.)
По Мелвилл Конан-Дойль Фергюс Хьюм Баронесса Орци Израиль Зангвилл: пионер невозможного преступления Эдгар Уоллес Жак Фатрелл Гастон Леру Г. К. Честертон Агата Кристи Хоре Луис Борхес Джон Диксон Карр Хэйк Талбот Клейтон Роусон Джозеф Коммингс Артур Порджес Билл Пронзини Поль Альтер Эдвард Д. Хоч А. А. Милн Джон Т. МакИнтайр С.-С. Ван-Дайн Антони Аббот Эллери Квин Энтони Баучер Рекс Стаут Найо Марш Лилиан де ла Торре Локриджи
Вот это меня всегда удивляло. Почему он, а не Ле Фаню. И еще Почему Поль Альтер до Хоча. Хоч начал писать намного раньше. Вроде.
zaa писал(а):Для упрощения схемы оставлены лишь авторы, темы которых присутствуют на нашем форуме, кроме тех, от кого идут ветви к известным нам.)
Мне кажется зря. Можно было и всех авторов. Мы многих авторов "открыли" на форуме. К примеру, тот же, Хэйк Талбот, Клейтон Роусон, Джозеф Коммингс, Артур Порджес и Антони Аббот. Кстати. Я видел транскрипцию Энтони Эббот.
Поль Альтер — уровнем ниже. Схема устроена так: от Честертона — к Кристи, Борхесу, Карру, Хочу; от Карра — ко всем авторам невозможностей. Ле Фаню — не в этой таблице. Он не интуиционист, а сенсационист британского типа. Здесь же дана подгруппа "невозможных" авторов только в одном поджанре. Антони Аббот — хочу именно так. Чтобы передать ту особенность его псевдонима, взятого специально чтобы стоять первым по алфавиту. Если будут авторы, хотя бы раз переводившиеся на русский, буду их непременно оставлять.
Пятеро авторов школы реализма заложили все её традиции. Их работы очень сильно повлияли на всех последующих. Зачастую им просто подражали. Творчество каждого характеризовалось своими яркими особенностями. Далее представлен список. В нём перечислены характеристики каждого из пяти течений: последователей Фримена, Крофтса, Коулов, Бентли и Бейли. Далее следует собственно перечень авторов этого направления.
Последователи Крофтса и Фримена — пожалуй, две наиболее принципиально разлучающиеся группы. Нет ни одного автора, равно поддавшегося влиянию обоих. Правда, была Дороти Л. Сэйерс; она прошла через период увлечения сперва Фрименом, затем Крофтсом. Однако в конце концов ей удалось сформировать собственный стиль, своеобразный и не относящийся ни к одному из направлений. Поклонники Фримена развивали его традицию научного расследования. Смешной факт: сам Крофтс был большим сторонником науки, и в этом смысле испытал большое влияние Фримена. Однако последователи уже самого Крофтса почему-то брали от его книг не схожее с Фрименом, а, напротив, совершенно противоположное.
Представители школы Р. Остина Фримена:
Фримен Уиллс Крофтс Винсент Корньер Артур Уильямс Дороти Ли Сэйерс (в 1928—30 гг.) Джеффри Хаусхолд Дермот Морра Герберт Дженкинс Кристофер Буш Патриция Хайсмит Гарри Майнер Элем Макклой Лоуренс Блокман Агата Кристи (краткое увлечение в 1923—27 гг.) Эллери Квин (использование дедукции — в остальном преданный вандайновец)
Думается, по поводу Агаты Кристи нужны некоторые пояснения: при изучении её творчества этих лет складывается стойкое ощущение, что Кристи подумывала о такой возможности: присоединиться к школе Ричарда Остина Фримена, на тот момент самой престижной в Британии. Вот характерные примеры:
— Следы этого виднеются в таких научно задуманных рассказах о Пуаро, как "Трагедия в Марсдон-Мэноре" и "Загадка египетской гробницы" (оба 1923). В первом из этих рассказов Пуаро даже нанимает страховая компания, точь-в-точь как доктора Торндайка. Во втором же в центре сюжета — египтология, столь любимая Фрименом, и это задолго до появления у самой Кристи личного пристрастия к древности Ближнего Востока. Оба рассказа описывают загадочные болезни без какой-либо (на первый взгляд) рациональной причины. Это очень похоже на Томаса Хэнши и его "Человека с сорока лицами" (1910): смотри рассказы "Загадка девятого пальца", "Улыбка льва" и "Разделённый дом". — "Шахматная загадка" из "Большой четвёрки" (1924) описывает механическое приспособление для убийства, на поминающее Эрнеста Браму и предвещающее приход Коулов. — Ещё одно приспособление для убийства Кристи создала в рассказе о мистере Кина "Лицо Елены" (1927), на сей раз на поминающее уже не Коулов а Ричарда Марша и его рассказ "Жук" (1897). — Использование гипноза для ивзлечентя "скрытой памяти" свидетелей было осуществлено Пуаро в "Неудачнике" (1926). Кристи, вероятно, использовала этот приём первой в детективной литературе. — Даже рассказчик-доктор в "Убийстве Роджера Акройда" (1925) заставляет вспомнить рассказчиков-врачей в произведениях Фримена. (Все слышали? Я только что сказал оригинальную мысль об "Убийстве Роджера Акройда"! — Прим. Майка Гроста) — "Приключение кухарки из Клэпема" (1923) концентрируется вокруг любимой темы Фримена — избавления от тела.
Вскоре Кристи вновь обратится к себе и оставит школу Фримена. Правда, останется пожизненный интерес к ядам, но основанный на высокоизобретательных сюжетах с загадкой, а не на чисто научных методиках. Любовь же к Ближнему Востоку переводится из модной в личную. В "Убийстве в доме викария" (1930) (Глава 14), доктор Хейдок произносит речь о том, как в будущем преступное поведение будет трактоваться как своего рода болезнь, и подтверждает свои слова статикой об известных преступниках. Как в этом романе, так и в "Тринадцати загадочных случаях" (1927—31), мисс Марпл раскрывает дела, строя параллели с известными ей криминальными ситуациями. Обе идеи подразумевают систематический взгляд на человеческую натуру. В "Расследует Паркер Пайн" (1932—33) главный герой зарабатывает на жизнь благодаря статистическому знанию о классификации людей и ситуаций.
Представители школы Фримена У. Крофтса:
Колы Генри Уэйд Ричард Кеверн Г. М. Ричардсон Джон Роуд Артур Дурэм Дивайн Томас Киндон Э. Р. Паншон Сирил Хейр Жорж Сименон С. Мацумото Артур Апфилд Дороти Ли Сэйерс (в период 1931—35 гг.) Мильтон М. Проппер Эрл Дерр Биггерс Карл У. Детцер А. З. Х. Карр Эрл Стенли Гарднер Дэшиел Хэммет Раймонд Чандлер Дик Фрэнсис
Представители школы Коулов:
Эллен Уилкинсон
Представители школы Э. К. Бентли:
Энтони Беркли Р. А. Дж. Уоллинг Дороти Ли Сэйерс (использование цитат) Рональд Нокс
Школа Бейли уже более сомнительно может быть отнесена к реалистам, ибо много схожих элементов и у последователей Ван-Дайна. Вот часть их характеристик:
Представители школы Бейли, все как на подбор британские авторы, и есть в точности те писатели, кого мы вспоминаем, говоря о "чисто английском детективе":
Г. К. Бейли Марджери Аллингем Энтони Уинн Филип МакДональд Джозефина Белл Фиона Синклер Элизабет Феррарс Дж.-Дж. Коннингтон Глэдис Митчелл Р. К. Вудторп Шелли Смит Глин Карр Рут Ренделл
Нужно разобрать ещё один аномальный случай: Найо Марш. Реалист она или интуиционист школы Ван-Дайна? Трудно ответить однозначно. Её книги никогда прямо ему не подражали, в отличие от Эллери Квина. К тому же, Марш — часть британской культуры Золотого Века, а последователи Ван-Дайна всегда были исключительно американцами. Да и инспектор Аллейн нисколько не похож на Фило Вэнса. И, тем не менее:
— Персонажи Марш — тоже образованные люди богемы и искусства, как и коллекционеры и знатоки искусств у Ван-Дайна. — Сыщики обоих — представители высшего общества. — Сюжеты Марш — неизменно формальные головоломки, кардинально непохожие на всех Фрименов и Крофтсов. — Иногда появляются у неё даже невозможное преступления. — Тщательное расследование, кто и где был в момент совершения преступления и как перемещался — яркая характеристика лишь троих авторов: помимо Марш, это Ван-Дайн и Эллери Квин. — У Ван-Дайна встречаются крайне экстравагантные способы убийства; вслед за ним подобные появляются у Квина, Стаута и Найо Марш. — В "Смерти в белом галстуке" особо важно, что персонаж мог, а что не мог знать, что очень характерно для Эллери Квина. — Фило Вэнс и Эллери Квин активно сотрудничают с полицией; Тэтчер Кольт и Родерик Аллейн — сами полицейские. — В книгах Марш целая команда серийных полицейских, как и у Ван-Дайна с Квином. — Марш часто придумывает формальные схемы для названий глав, что характерно и для книг Эллери Квина. — Марш, подобно Квину, Ван-Дайну, Стауту, вводит в романы элемент комедии, но это не влияет на качество собственно загадки. — Марш, как и вандайновцы, практически никогда не обращается к триллеру, что резко отличает её практически от всех коллег-британцев.
Безусловно, Грост — уважаемый человек, но (я и сам размышляю над критериями классификации) некоторые параметры слишком поверхностны. А то и недостаточны, особенно "пострадали" школа реалистов и Бентли. Ну а "интерес к древнему Египту"... тогда туда отправится и Ч. Дэйли Кинг, что ли? Опять же, если мы будем считать того же Бентли "корифеем", законодателем стиля. Мне, вероятно, возразят, но я его таким не считаю. Думаю, при анализе всех упомянутых авторов нареканий появится большое количество. Ну и если дама Найо никуда не подходит полностью, почему не ввести её школу? Сразу после Хенри Бэйли идёт Эллингем, вот уж у меня разные ощущения от этих двоих
Простите, я всё же за Энтони Эббота: мы что же, если будем переводить его романы, начнём заглавия со слова "Абаут"?
James писал(а):мы что же, если будем переводить его романы, начнём заглавия со слова "Абаут"?
Да в чём проблема. Антони Аббот, "А теперь исчезновение Агаты Кинг".
James писал(а):Мне, вероятно, возразят, но я его таким не считаю
"Последнее дело Трента" заложило основы для деконструкций в сюжетостроении "Золотого века". А что оно на эти книги не похоже, это опять вопрос вкусового восприятия чисто литературных качеств книги вроде "атмосферы" и "ощущений".
Моя претензия к Гросту, как я уже писал на форуме, в другом. Он берёт чисто формальные сюжетообразующие признаки и начисто игнорирует реальные литературные влияния и взаимосвязи. Которые, естественно, изучать куда сложнее, для этого нужны сложные историко-литературные исследования.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Он писал под псевдонимом "Anthony Abbot" и всегда начинал свои произведения со слова "About", чтобы идти первым в любой библиографии, хоть по фамилии, хоть по заголовку. По-русски весь прикол теряется. Почему в "Криминальном чтиве" на это забили, загадка. Но все испортили своим первым переводом.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Мы можем говорить и говорим "Яблоко", так что продукция Джобса становится первой с конца алфавита
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Добавлено спустя 17 минут 32 секунды: А если к САБЖу, то на мой взгляд, все эти теории, ни что иное, как словесная эквилибристика. Школа такая-то, школа сякая-то и т.п. Помнишь нашу встречу с Симада? Когда я спросил его в чем собственно различие между английским классическим (английская школа) и хонкаку? И его ответ, который в моем понимании, ни что иное как обычное словоблудие или более политкорректно — словесная эквилибристика. Это как то, что мы (да и во всем мире) называется сериалом, японцы (изначально именно они), а потом и корейцы назвали дорамой. Опять же, на мой взгляд, есть три основные школы: английская школа (классический, герметический и т.д); американская (hard-boiled) и французская (условно психологический роман-тайна). Все. Остальные направления так или иначе именно одна из этих трех с различными упорами на то или иное. Процессуальные, судебные, фантастические и множество других, это просто когда на первый план выводится различные тонкости, но по сути, все те же три основных "школы".
доктор Фелл Нет, ну очевидно, что в одном только английском детективе "Золотого века" были разные подходы (так же как в американском классическом, оставляя в стороне хард-бойл и нуар). У кого-то действовали частные сыщики, и сюжеты были совсем условные, а у кого-то расследовали полицейские, и сюжеты были несколько реалистичнее. Кто-то делал упор на загадку, а кто-то на ход расследования. Кого-то интересовало КТО?, кого-то КАК?, а кого-то ЗАЧЕМ? Но насколько это можно свести в чёткие направления, если всё равно они варились в едином котле Детективного клуба и обсуждали между собой, большой вопрос. Не говоря о том, что какую-нибудь Марш можно так рассматривать, она довольно однообразна, а у той же Кристи с её обилием произведений есть те, которые совсем не похожи на основное направление творчества.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
Роджер Шерингэм. Я не вижу в чем противоречие наших мнений. Само собой есть различные направления. У одних больший упор в сторону физических улик, у других — психологические мотивы. У третьих — вообще мало интересуют такие мотивы — главное разрушить так называемое "железное алиби". А кто-то вообще балуется только научными "штучками" (такое вообще не люблю). Короче — кто во что горазд. У одних ГГ — частный сыщик, у других — полицейских (а зачастую вообще "сладкая парочка", и тот и другой), у третьих — вообще случайный человек, волей случая оказавшийся там. На первый план у одних — КТО? и ПОЧЕМУ?, у других КАК? Одни больший упор на загадку, другие — расследования, третьи — вообще "обратный" детектив. Все верно. Но по сути, опять же: английская школа, американская и французская. А дальше нюансы, угол зрения, упор на различные аспекты. Я не претендую на истину в последней инстанции. Отнюдь. Просто мне так это видится.