Эти мои очередные мысли навеяны вчерашним прочтением отличного образчика английского классического детектива, рассказа Николаса Блейка «Этюд в белых тонах».
Вчера на работе был тяжелый день. В восемь утра, после полутора часовой давки в метро и троллейбусе, я уже был на работе, а в начале десятого вечера, вышел и направился в метро. А в метро что делать, тем более ехать около часа? Читать. Но вот в чем вопрос. Что читать? Насколько подходит «степенная» английская классика детектива к той окружающей обстановке? Где то я когда то читал, что произведения «золотого века» нужно вкушать за чашечкой кофе и сигарой во рту – отдыхая от сует жизни, или же, как скучающие леди, изнывая от безделья и ожидающие своего кормильца домой. Как и когда читать эти произведения, своеобразные игры писателя с читателем?
Цитата из вступительной статьи Энн Перри к сборнику «Английский детектив: лучшее».
«Несерьезная, искусственная, но интеллектуально строгая литература детективного жанра эпохи, которая впоследствии получит название «Золотой век детектива»... Для читателей детективный рассказ стал своего рода игрой, а не просто литературной формой, этакой заковыристой задачкой для ума, чем-то наподобие вошедших в моду, примерно в то же время, кроссвордов»
Хм. Насколько можно играть, думать, искать варианты в таких условиях? Возможно, такого рода литературу нужно читать только в соответствующих условиях? Влияет ли окружающая среда, настроение, общее физическое состояние конкретного индивидуума в данный момент?
Возможно, правы те, кто в дороге читает бульварные журнальчики, боевички со стрелялками и так далее и тому подобное. Уверен, что роман, к примеру «Бесы» (одно из моих любимых в творчестве Достоевского), в таких условиях читать противопоказано. Не почувствуешь атмосферу, не поймешь основной посыл и вообще не дочитаешь это великое произведение. Никоим образом не хочу сравнивать великие произведения мировых классиков «серьезной литературы» и детективную беллетристику «золотого века» - это все-таки два разных мира. Но все-таки.
Как говориться, без обид. Я не хочу никого обидеть лично. У каждого свои вкусы. Но, все-таки, нельзя сравнивать легкий триллер Д. Чейза и, к примеру (из недавно прочитанного) «Суд и ошибка» Беркли. И то и то детектив, но разнятся как день и ночь.
Как я писал вначале, все эти мысли пришли мне в голову, во время прочтения рассказа Николаса Блейка «Этюд в белых тонах». За пару страниц до конца повествования, автор вызывает читателя на «дуэль», предлагая ему самому решить задачку, называя точное число «ключей». Вот и попробуйте еще раз внимательно и вдумчиво просмотреть рассказ, подумать и попробовать себя в роли «великого сыщика». Когда в средстве передвижения, где вы имеете «удовольствие» находится, около тридцати градусов жары, гул сопровождаемый «следующая станция Нагатинская» и ты стоишь на одной ноге, между чьей-то сумкой и здоровым чемоданом. При этом одной рукой цепляешься за поручень, во второй держишь книгу и прыгаешь по буквам, в этом жутко гремящем и трясущимся вагоне со спертым «ароматом». Ты думаешь сейчас только об одном: душ и бутылку холодного пивка. А кто там убил, как и почему…
Так может действительно разделить литературу на два вида: одна для спокойного выходного, отпуска и отдыха; а другая для чтения на одной ноге? Только боюсь, что в условиях современной жизни, в условиях мегаполиса не так уж и много найдется времени, чтобы в очередной раз раскрыть тайну «запертой комнаты» вместе с доктором Хоторном. Понять какое значение имеют не зашнурованные высокие ботинки леди, труп которой найден в парке. Или выяснить какой «негритенок» умер раньше. Отпуск всего один, в выходные всегда находится, что-то, чем надо заняться и что откладывал во время рабочей недели. Да еще надо уделить время «любимому детищу» - сайту и нашему форуму. Это святое
Больше вопросов, чем ответов.
Ваше мнение?