Очень любопытное и интересное предисловие к томику написал некто Джон Л. Брин. Небольшой обзор века британского детектива. Этот сборник ведь так и называется в оригинале: «Столетие британского детектива и саспенса». Кстати, повторюсь, лучше бы так и назвали на русском языке, вместо «Английский детектив: лучшее».
Интересное определение английского классического детектива:
…Несерьезная, искусственная, но интеллектуально строгая литература детективного жанра эпохи, которая впоследствии получит название «Золотой век детектива»... Для читателей детективный рассказ стал своего рода игрой, а не просто литературной формой, этакой заковыристой задачкой для ума, чем-то наподобие вошедших примерно в то же время кроссвордов
.
Кстати. Я хорошо помню вопрос, который прозвучал в одной из игр «Что? Где? Когда?» в которой я принимал участие. О кроссворде. Эту игру придумал обычный зек, который сидя в одиночке и скучал.
Но вернемся в «нашим баранам».
Интересное описание самого, пожалуй, популярного героя Энтони Беркли:
… создал необычный типаж сыщика – неприятного, грубого, дурно воспитанного Роджера Шерингэма.
Совсем не похож на нашего РШ
В главе «Расширение границ детектива» Д. Л. Брин предпринимает очередную попытку квалификации детективных произведений. То есть разделение на «криминальный роман», «триллер», «полицейский детектив» и так далее.
А вот этот пассаж меня удивил:
В 1892 году Израэл Зангвилл выпустил «Загадочное происшествие на Биг Боу» («Тайна Большого Лука») – первый крупный роман в жанре «тайна запертой комнаты…
Позвольте, а как же «Дядя Сайлас» Шеридана Ле Фаню, написанное в 1864 году?