Автор Доктор Фелл » 20 ноя 2009, 17:08
5О королей и королев детектива по версии "Times".
У создателей детективов самая завидная судьба: их произведения экранизируются чаще, чем что бы то ни было. Авторам "серьезной" литературы остается лишь кусать локти и в отместку говорить, что детектив, мол, низкий жанр. Может, оно и так, но имена некоторых детективщиков таки вошли в историю мировой литературы и кинематографа. Ну разве откажешь в этом, например, Эдгару По?! Что касается остальных – решайте сами.
Британская "Times" провозгласила королевой детектива Патрицию Хайсмит, поставив ее на первое место в своем списке пятидесяти лучших. Она - одна из самых известных американских писательниц второй половины ХХ века, автор 30 романов, в том числе серии о "талантливом мистере Рипли". Первый том "риплианы" был трижды экранизирован: в Европе (Рипли сыграл Ален Делон в 1960 году), а потом в Голливуде - в 1977 и в 1999 (Мэтт Дэймон) годах. Мисс Хайсмит вообще очень любили и любят маститые кинематографисты. Вим Вендерс сам написал сценарий по "Игре Рипли", но назвал свой фильм "Американский друг", а вот Лилиана Кавани не стала менять название и пригласила на главную роль Джона Малковича. Но еще задолго до этого признанный мастер триллера Альфред Хичкок также не побрезговал творчеством Хайсмит и снял фильм "Незнакомцы в поезде" по ее роману.
Вторым стал Жорж Сименон со своим Мегрэ, а третьей – Агата Кристи, почерпнувшая большинство своих сюжетов из жизни: работая медсестрой она узнала немало интересного о ранах, ядах и других способах умерщвления. Произведения этих двоих, бесспорно, держат пальму первенства по числу экранизаций – подлинное количество Мегрэ, Пуаро и мисс Марпл, населяющих кинопространство мира, не сосчитал еще никто! Кстати, знаете ли вы, что мисс Марпл получила свое имя по названию городка в Чеширском графстве?
Четвертый в списке авторитетного английского издания - американский прозаик Рэймонд Чандлер, подаривший миру детектива Марлоу. О похождениях ловкого сыщика сняты многочисленные сериалы (последний – в 2007 году) и полнометражные фильмы. Но он, конечно же, не единственный герой Чандлера - просто самый известный.
Сэр Артур Конан Дойл – всего лишь шестой, несмотря на то, что тиражи его книг, переведенных чуть ли не все языки мира, и количество экранизаций приключений Шерлока Холмса не поддаются исчислению. Кого же англичане сочли более великим, чем литературный отец непревзойденного сыщика, и поставили на 5-е место? Элмора Леонарда! Говорит ли вам что-нибудь это имя? Сам писатель представлялся так: "Вы видели фильм "Достать коротышку"? Вот это я и написал". Помимо этого, правда, существуют еще тридцать одна повесть и три номинации на премию Эдгара Аллана По за лучший детектив (в 83-м году он получил эту награду). Причем сам По – всего лишь 29-й в этом списке. Интересно, если бы Элмор Леонард жил раньше, удостоился бы По награды его имени?
Эд Макбейн написал около ста романов, пьес и сценариев, что позволило ему занять 7- место в рейтинге "Times". Его книги о 87-м полицейском участке оказали большое влияние на полицейские телесериалы, снискавшие огромную популярность еще в 70-х годах. Среди сценариев Макбейна – адаптация романа Дафны Дюморье для триллера Хичкока "Птицы", а также - собственные детективы, переложенные на киноязык.
Джеймс М. Кейн – восьмой. Наряду с Чэндлером и Хэмметом (последний - на 13-й строке в нашем списке) считается отцом американского "крутого" детектива, основными составляющими которого являются секс, преступление и жестокость. Самое известное его произведение – "Почтальон всегда звонит дважды" – экранизировали дважды, в 1946 и 1981 годах. Роман "Одержимость" экранизировал Висконти, а сценарий к "Двойной страховке" написал собрат по цеху Чэндлер.
На 16-й позиции – Джон Диксон Карр, король герметичного детектива, или детектива "в запертой комнате". На творческую манеру Карра повлияло увлечение Конан Дойлем, биографию которого он опубликовал в 1949-м. Мало того, 5 лет спустя в соавторстве с младшим сыном сэра Артура он выпустил сборник рассказов "Подвиги Шерлока Холмса". Но этим сфера его деятельности, конечно же, не ограничивалась. Стоит вспомнить и участие в создании программы BBC "Свидание со смертью", ставшей прообразом многих известных в будущем сериалов, и 70 собственных произведений, расследование в которых ведут знаменитый профессор-лексикограф доктора Гидеон Фелл, сэр Генри Меривелл, детектив Патрик Батлер и даже… писатель Уилки Коллинз. Последний, автор известных "Женщины в белом" и "Лунного каменя", считается крестным отцом детектива. В рейтинге "Times" он занимает 24-е место.
К произведениям англичанки Рут Рэнделл, оказавшейся на 18-й строке, особенно неравнодушны французские кинематографисты. Об этом феномене уже давно пора написать отдельное исследование. Только один Клод Шаброль обращался к ее романам дважды ("Церемония", "Подруга невесты"). 20-й – Джеймс Эллрой, по роману которого Брайан Де Пальма снял ретро-триллер "Черная орхидея". 24-я – американка Патрисия Корнуэлл, создательница жанра судебно-медицинского триллера. Серия ее романов о Кей Скарпетте переведена более чем на 30 языков и издана в 34 странах мира. Самые известные – "Джек Потрошитель. Кто он? Портрет убийцы", "Точка отсчета", "Мясная муха". На 40-й позиции – британский писатель Дик Фрэнсис, чемпион скачек с препятствиями. Спортивные победы наложили глубокий отпечаток на его творчество – действие романов этого писателя ("Фаворит", "Ставка на проигрыш", "Прорыв") протекает в основном в мире бегов и скачек.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.