"Убийство в Миддл-Темпле"Читают ли авторы аннотаций к книгам серии "Золотой век английского детектива" произведения, о которых пишут? Уверен, что нет. "Убийство в Миддл-Темпле" - яркое тому подтверждение.
"В центре Лондона убит пожилой Джон Марбери, накануне приехавший из далёкой Австралии. Но кто мог желать смерти человеку, который очень давно не был в Англии?" Первые 2-3 главы автор аннотации видимо прочитал - завязка произведения описана очень точно. Действительно, на первых страницах книги мы узнаём, что швейцар одного из зданий Миддл-Темпла на рассвете обнаруживает в подъезде труп хорошо одетого мужчины с проломленным черепом. Не найдено никаких указаний на то, кем он был и как тут оказался, жильцы дома тоже его никогда не видели.
"Ведущий расследование детектив Расбери обращается за помощью к своему другу - криминальному репортёру Фрэнку Спарго". Спарго совершенно случайно оказался поблизости, когда нашли тело и, узнав что нет никаких указаний на личность убитого, почувствовал возможность "написать сенсационный материал" для своей газеты и таким образом "ввязался в расследование". С Расбери они друзьями не были, познакомились уже после убийства, о помощи его полиция не просила, хотя Расбери снисходительно отнёсся к сообразительному журналисту и, как принято говорить, полиция и пресса сотрудничали в деле друг с другом, обмениваясь своими открытиями. Имя убитого удалось установить достаточно быстро - помогла полицейская рутинная работа: кепи убитого оказалось новым с ярлычком магазин, а дальше - дело техники.
"Вскоре они узнают, что Марбери... зачем-то бережно хранил билет на скачки, которые проводились много лет назад..." Можно подумать, что билет на скачки играет ключевую роль в сюжете, но это совсем не так. То есть да, билет действительно сыграл определённую роль в расследовании, позволив узнать новые факты о Марбери, но этим его роль и ограничилась. Никакой тайны, связанной со скачками, никакого шантажа, ничего подобного, чего я ожидал...
В ходе своего расследования Спарго "встречает свою любовь" (хочу отметить, что мелодрамы в этом произведении самый минимум, что для меня плюс: детектив ИМХО должен всё-таки оставаться детективом), и конечно (какое совпадение!) Расбери арестовывает отца девушки как главного подозреваемого в убийстве
Спарго с удвоенной энергией продолжает расследование. Расследование в целом проходит по обычной схеме: установление личности - выяснение передвижений убитого - разговоры с видевшими его - подозрение, что "он-не-тот-за-кого-себя-выдавал" - выяснение истинного имени - "у старых грехов длинные тени" (всплывает судебный процесс 20-летней давности) - новые разговоры - разгадка тайны и освобождение отца объекта тайных воздыханий Спарго, которая в последних строчках отвечает ему взаимностью.
Считается, что Вудро Вильсон назвал это произведение лучшим детективом, который приходилось ему читать... Действительно, детектив вполне приличный и занимательный (особенно если помнить, что читатель того времени не знал Кристи, Карра, Квина и прочих), хотя написанная несколько ранее "Тайна жёлтой комнаты" не идёт с ним ни в какое сравнение по запутанности и оригинальности развязки. Хотя Флетчер ясно подводя читателя к убийце, на последних страницах делает преступником не того, кого вроде бы уже видит на скамье подсудимых рядовой читатель вроде меня, что тоже мне понравилось. В целом впечатление от первого прочитанного мною произведения автора осталось благоприятное, разве что пара моментов не слишком понравилась... на всякий случай спрячу под спойлер, хотя никаких страшных секретов там нет:
Спойлер:
1) осталась неясной истинная цель возвращения Марбери в Англию после долгого отсутствия
2) слишком много случайностей: последние часы жизни убитый (в первый же день после 20-летнего отсутствия в Англии!) провёл среди людей, которые могли желать его смерти (и при этом даже понятия не имели о его возвращении), при этом подразумевается, что он их не узнал (и даже не искал) и встретил "по стечению обстоятельств". Мне кажется это слишком наивным для классического детектива