Оригинальный интересный роман. В котором, давно до появления знаменитого дуэта Буало – Нарсежак, начинают появляться признаки того, что в последствии стали называть "французской школой детектива". Конечно же, во многом наивен, прост, по крайней мере, для современного читателя, но тем не менее. Несмотря на нарушения нескольких, тогда еще не написанных правил детектива, несмотря на условности и рамки викторианского романа, на все эти вздохи, охи, сам сюжет оригинален. И если бы, какой либо современный французский писатель типа Б. Обер или С. Брюссоло, которые успешно продолжили стиль Б-Н, написали бы его в современном стиле, роман стал бы бестселлером. Сейчас модно переписывать на новый лад известные произведения. Особенно в это повезло, а может с точностью наоборот, не повезло Великому Сыщику. Часто получается просто ерунда, часть удачнее. Ремейк этого романа на современный вариант был бы, ИМХО, удачен.
На бракосочетании графа Керу и красавицы Элен, последняя убита выстрелом в упор. Причем в произведении есть элемент невозможного преступления — в комнате кроме жертвы, нет ни одной живой души. Но, учитывая, что Жюль Лермина не знал правил
, все чудо довольно прозрачно. Примерно в это же время, в Париже пропадает известная шикарная куртизанка. Что объединяет эти два преступления, кто есть кто и составляет загадку и сюжет романа.
Как я писал выше, очень много в романе просматривается, то, что потом стало отличительной чертой французской школы детектива. Психологические аспекты, герои и даже незначительная роль, а вернее отсутствие роли полиции, которая больше мешает, чем помогает. Только обычные люди, так или иначе, попавшие в этот круговорот. А также сыщик. Да еще какой
Куда там до него знаменитому "якалке" Пуаро.
Вот как представляет себя частный детектив.
— В этом столетии было всего трое великих, действительно замечательных людей…
Наполеон, Фуше и Видок
Теперь, когда этих трех лучших представителей силы, могущества и знаний человечества больше не существует, когда они перенеслись в иные миры, появился четвертый, сочетающий в себе чутье Видока, алчность Фуше и стратегический гений Наполеона. Его зовут Жаном Ипполитом Кастором Паласье.
Мне импонирует "почерк" автора — этакий диалог с читателем.
"Тем временем в Париже...", "оставим нашего героя наедине…", "перенесемся в… и оставим нашего героя, с которым мы еще встретимся…" и так далее.
Вердикт. Учитывая все условности, наивность и "правила игры" той эпохи, добротный детективный роман французской школы.