Тема создана много раньше, чем на нашем форуме появился великолепный рассказ Рональда Нокса "Мотив", который, пожалуй, превзойти сложно. Он и привёл меня сюда вновь.
Iris абсолютно права в том, что
Iris писал(а):За мотив легко принять промежуточное звено в схеме реализации мотива.
Думаю, что большинство мотивов в глубине всё-таки сводимы к деньгам или любовной страсти (будь то ревность или устранение мешающего осуществлению страсти персонажа). Ещё два базовых мотива, к которым может свестись дело, это страх (в первую очередь, он может влечь устранение шантажиста, а также иного лица, которое может принести разоблачение; но возможны и вариации) и месть. Причины для мести могут быть чрезвычайно неожиданными и изощрёнными.
Поминал тут Честертона, у которого полно витиеватых мотивов, но даже наиболее необычные честертоновские мотивы в тех случаях, когда действительно произошло убийство, сводятся к идейной ненависти по каким-то причинам (кстати, случай помянутого Родиона Романовича). Ни к одному из пяти выделенных мной случаев не сводимо разве что "Проклятие золотого креста", не лучший, имхо, рассказ. Порой Честертон находит совершенно замечательные мотивы для иных действий своих персонажей, но в тех рассказах, где преступления не происходит, а просто присутствуют какие-то странные действия, которые могут создавать иллюзию преступления.
Могу ошибаться, но, кажется, этими мотивами (деньги, любовь, страх, месть, изредка идея) базовый спектр классического детектива почти исчерпывается.
Маньяк в чистом виде или просто сумасшедший для классического детектива все-таки не типичен. То же самое относится к деятельности профессиональных преступников. Очевидно, следует упомянуть также о вариантах, когда мотива быть не может - случайном либо совершённом в состоянии аффекта убийстве, а также принятом за убийство самоубийстве / несчастном случае. Плюс, разумеется, убийства, совершённые для отвода глаз, чтобы замаскировать главное преступление (но это как раз "промежуточное звено").
Нокс же умудрился найти нечто совершенно новое.
Соглашусь с предложенным
Iris "Слоны умеют помнить", мотив там оригинален. С "Чисто английским убийством" не соглашусь. В глубине, несмотря на всю заковыристость, мотив там прост и зауряден, но всё равно не укладывается в предложенную выше типологию. Поэтому оно для меня всё-таки одна из лучших книг по мотиву.
Не соглашусь и со "Смертью на Ниле" и "Кривым домишкой", там с мотивом всё как раз банально. В "Часе Ноль" мотив тоже банален, но там необычно расставлены акценты.
Спойлер:
В первом - исключительно деньги убитой миллионерши, на это изначально рассчитан весь план. Во втором, как мне кажется, месть, пусть и по довольно нелепым причинам. В третьем - тоже месть, только не жертве, а главной подозреваемой.
Мне хотелось бы упомянуть также одну замечательную находку Сименона, которую он, к сожалению, очень-очень бестолково реализовал, умудрившись сделать спойлер в названии (!) собственного рассказа (!!) и вообще построив всё "задом наперёд и совсем наоборот", как говаривал Твидлдум. Поскольку рассказ, очень слабый, не называю, то пишу открытым текстом, как эту находку можно было бы использовать в разы лучше (далее - абстрактный сюжет моего авторства; в самом рассказе Сименона такой реализации вовсе нет, только намёк на неё).
Человек, чья виновность очевидна по другим признакам, совершает совершенно необъяснимое убийство, к которому невозможно подобрать рациональный мотив. Действительная причина в том, что ранее он совершил вполне рациональное убийство в соседней стране и сбежал оттуда, но боится разоблачения и экстрадиции, которая ему уже не грозит в том случае, если его будут судить в этой стране за совершённое в ней второе убийство. Разница в законодательстве двух стран ведёт к тому, что за первое убийство ему грозит гораздо более серьёзное наказание, чем за второе. В случае Сименона это, разумеется, Франция, где на тот момент ещё осталась смертная казнь, и одна из соседних стран, где её уже отменили. Если же переносить действие в современность, то посложнее, поскольку сейчас страны, где смертной казни нет, по конвенции в принципе не выдают человека туда, где его за это преступление могут казнить (только под официальное обязательство, что его в виде исключения не казнят, а просто посадят). Но сыграть можно, например, на разнице тюремных сроков. Во втором случае, учитывая нелогичность убийства, срок получится ниже.
Это, конечно, тоже мотив страха, но любопытно повёрнутый. Может быть, кому-нибудь пригодится :)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...