Коннелли vs Камиллери
О вкусах, как известно, не спорят. Исходя из этого, возникла идея, попытаться объективно сравнить двух популярных авторов детективов. Хотя кто знает, что такое объективно?
Для чистоты эксперимента было необходимо выбрать два современных автора, пишущих в одном жанре, являющихся авторами популярных серий, взять первые романы из серий и оценить их по нескольким критериям.
Итак, выбраны и прочитаны Майкл Коннелли с его "Черным эхом", первым романом серии о полицейском Иерониме Босхе и Андреа Камиллери с "Формой воды", первом романе не менее популярной серии о комиссаре Сальво Монтальбано.
"Схватка" начинается.
1. Ожидания от произведения. Известно, что большие ожидания зачастую служат плохую службу произведениям. Хорошая книга может, не понравится, только ввиду несоответствия с завышенными ожиданиями читателя.
В данной категории, на мой взгляд, ничья. Роман Конелли переведен на 24 языка и издан гигантским тиражом, сам автор лауреат всевозможных премий. Не уступает ему и Камиллери. Он фантастически популярен в Италии, наверное, нет такого другого автора, чья каждая новая книга сразу же переводится на все европейские языки, а в Италии экранизируется одновременно с выходом в свет. Еще более удивительна его чрезвычайная популярность в Англии и Северной Америке. Кто еще из переводных, не англоязычных авторов, да еще полицейских детективов может конкурировать с американскими?
2. Главный герой.
Тут важно заметить, что оба героя сотрудники полиции. Как справедливо заметил доктор Фелл, гораздо легче писать о частных детективах, все что не напишешь, может быть правдой, нет никаких профессиональных ограничений ни в поступках, ни в побуждениях.
Иероним Босх, на мой взгляд, образ не соответствующий американскому полицейскому. Посудите сами, человек с явными психологическими проблемами, связанными с участием в боевых действиях во Вьетнаме и частично с трудным детством, наблюдаемый у психиатров, вдруг принимается на работу в полицию, да еще детективом? Эй, мистер Коннелли, кому Вы это на уши вешаете, мы знаем о конкурсах при приеме в полицию не понаслышке, о трудностях отбора и психологического в том числе. Сотни человек на место, полицейских не хватает не потому, что никто не хочет (сравнительно небольшую зарплату, легко перекрывают социальные условия, бенефиты и высокий статус в обществе), а потому , что не много ставок.
Теперь допустим, он все - таки проник. Так с его нонконформизмом, он продержался бы в полиции максимум 3 дня. Основной критерий при приеме на работу вообще и в полиции в частности, в Америке - умение работать в команде и положительная attitude. Плюс жесткая иерархия. Нет, Майкл, Вы, что-то напутали.
Теперь о привлекательности образа Босха. Наверное, такой персонаж кому то нравится, но это явно не мой персонаж.
На мой взгляд, хамовитый, "грязнуля" в работе (то установит не законную "прослушку", то незаконно надавит на несовершеннолетнюю) и антипат по жизни.
А как Вам история, когда он приковал свои коллег, исполняющих, кстати, служебное поручение, наручниками к дереву и, сняв с них штаны и трусы, оставил на улице. Нет, еще раз скажу, не нравится мне такой герой. В плюс персонажу можно отнести его преданность делу и неподкупность.
Герой Камиллери, комиссар Монтальбано гораздо правдоподобней. Также неподкупен, предан делу, утонченно циничен и элегантен. Кроме того он часть его команды, ее лидер. На мой взгляд, он привлекателен, без выкрутасов.
Думаю в этой категории, победа Камиллери в виду явного преимущества.
3. Интрига и динамика романа.
Поразительно, как романы, написанные разными людьми, разными стилями и в разных странах похожи.
Убийства похожие на естественную смерть, давление закрыть дело, описание работы полиции (вспомните, как оба продвигают вскрытие свои "подопечных" у патологоанатомов). Читаются оба произведения легко, мне было интересней читать Камиллери, на мой взгляд, Коннелли несколько грешит штампами. Да и Босх неожиданно много занимается любовью, что не добавляет книге как детективу. Его партнерша из ФБР, попутно становится и сексуальной партнершей. Книга Камиллери и подинамичней, хотя-бы в силу значительно меньшего объема.
Но в целом, наверное здесь ситуация равная.
4. Загадка и развязка.
У Коннелли на мой взгляд интересный замысел, сложное, многоплановое расследование, хотя убийцу можно заподозрить на достаточно раннем этапе. Объяснения ходов следствия часто ретроспективные. Финальная развязка больше подходит к жанру боевика, если не военного романа. Описываются прямо таки баталии.
"Форма воды" не уступит по сложности замысла, расследование ведется с логическим объяснением ходов следствия, развязка интересная, больше соответствует духу криминального романа.
Заключение, и тут ничья.
Подытоживая, думаю, что победа по очкам за книгой итальянского писателя.
Согласен, что это ни в коей мере не говорит обо всем творчестве писателей. Я читал "Кровавую работу" Конелли, и мне он показался значительно сильнее, чем "Черное эхо". Может потому, что там главный герой отставной полицейский?
Не знаю, может продолжить сравнение и прочитать вторые книги серий?