Автор Доктор Фелл » 01 июл 2011, 07:32
О творчестве Алистера Маклина.
Остросюжетные произведения Алистера Маклина никогда не называли шедеврами. Факт, что утонченные британские литературные критики совершенно не воспринимали Маклина как серьезного писателя, и весьма прохладно воспринимали выход каждой его книги. Тем не менее, его произведения имели оглушительный успех у обычной публики, и те же самые критики признавали, что Маклин, один из немногих популярных авторов, не выпустивший ни одной провальной вещи. Его не называли мэтром жанра, более того, то, что он написал, нельзя назвать детективами. По большому счету, только один роман «Кукла на цепочке», рассказывающий об оперативнике Интерпола, задача которого перекрыть каналы поступления наркотиков и найти, кто стоит во главе преступной организации, можно назвать детективом в чистом виде. Все остальное я бы квалифицировал как остросюжетный приключенческий роман с элементами детектива.
Так что же привлекает нас в произведениях автора? Давайте попробуем разобраться.
1. Герои.
Как правило, у каждого автора есть свои серийные герои. У них свои привычки и своя «жизнь», иногда даже такая, что мы забываем, что они книжные герои.
У Маклина таких нет. Его главные герои отличаются только именами и профессиями. Это может быть начальник метеорологической станции доктор Питер Мейсон, пытающийся помочь выжившим в авиационной катастрофе пассажирам и разобраться в причинах катастрофы – «Ночь без конца». Или частный детектив Пьер Кэвел, ищущий кто похитил из Мортонского микробиологического центра ампулы со смертельным вирусом в ««Дьявольском микробе». Не всегда на «стороне добра» выступает один человек. В романе «Когда пробьет восемь склянок» сотрудники секретного ведомства пытаются выяснить, почему пропадают корабли с ценным грузом. А в первом романе автора «Корабль его величества „Улисс“» «главным героем» является крейсер «Уллсс» и его экипаж. То есть обычные смертные, никаких «супергероев» или «Великих сыщиков» с какими-то необычайными способностями.
Морские пехотинцы и партизаны, матросы и гонщики, агенты спецслужб и ученные, частные детективы, диверсанты, и даже цирковые артисты. Всех их объединяет только одно – все они, благодаря фантазии автора, попадают в предельно экстремальные условия, выход из которых почти невозможен.
Однако Маклин далеко не первый и не последний автор, который ставит своих героев в такие условия. Мы знаем немало детективных произведений, в которых главным героем, становится человек, «попавший не в то место и не в то время» и, как следствие, оказавшийся в экстремальной ситуации. Всё это мы читали и для нас это не ново.
Значит, есть еще что-то, что не дает оторваться от книг Алистера Маклина.
2. Место действия.
Этот «пунктик» также играет немалую роль в читабельности произведений.
Герои Маклина пробирались в Замок Орла - неприступную крепость в Южной Германии где находился штаб немецкой секретной службы («Там, где парят орлы») или сжигали покрышки колес на треках «Формулы 1» («Дорога пыльной смерти»). Мерзли от жуткого холода в дальнем походе («Корабль его величества „Улисс“») или прятались в пещерах острова Керос у берегов Турции («Пушки острова Наварон»). Причем место действия, погода словно «самостоятельный герой» произведений. Северные моря, айсберги, горы, глубокие ущелья и бескрайняя тундра – все против наших героев.
Как видим, у Маклина места действия разнообразные, но обычные для любого остросюжетного романа.
3. Разнообразия сюжетных ходов, мотивов.
Этот пункт у Маклина скудный. Более того - во всех двадцати восьми произведениях автор использует одни и те же сюжетные ходы, что можно считать недостатком.
Так что же?
Главным «секретным оружием» автора является тайна. Не главная тайна любого детективного произведения – кто, как и почему, а скажем так – что происходит и в чем смысл тех или иных действий каждого конкретного героя. Это держит в напряжении каждую минуту - читатель только на самых последних страницах узнает, в чем смысл тех или иных действий героев. Но, до этих последних страниц, читатель, как в хорошем готическом романе, находится в атмосфере таинственности, напряжения и недомолвок. Возможно, я возьму на себя много, но я бы квалифицировал произведения Маклина, как «новые готические» романы. Пока мы не расставим все точки над i, оторваться от романа невозможно. И «заставляет» читать запоем не извечное – кто же убийца», а эта «готическая» атмосфера тайны.
Дополнительным достоинством творчества Маклина является компетентность автора. Маклин, как хороший студент, подготовился к экзамену произведению. Он знает предмет на отлично. Не важно о чем пишет Маклин, об оружие («Когда пробьет восемь склянок»), о тактико-технических характеристиках («Корабль его величества „Улисс“») или конструкции моста («Золотые ворота»). Эти описания настолько яркие, да еще написаны с хорошим черным юмором, что забываешь где ты находишься и… проезжаешь свою остановку в метро.
«Кольт "Миротворец" до сих пор не снят с производства, и в его конструкцию не внесено никаких изменений за целое столетие.Купите его сегодня, и он окажется точной копией того, каким владел Вийят Ирп в бытность свою шерифом в Додж-Сити. Это самый старый и, вне всяких сомнений, самый знаменитый револьвер в мире. И если можно считать достоинством эффективность в производстве калек и трупов - несомненно самый лучший. Правда, непросто превзойти при помощи "Миротворца" его достойных соперников - таких, как люгер или маузер; зато их небольшая летящая с огромной скоростью пуля, одетая в стальную оболочку, пройдя сквозь ваше тело, оставляет в нем небольшое аккуратное отверстие и остаток энергии бесцельно растрачивает где-то в пространстве, а вот большая, с мягким свинцовым наконечником пуля кольта застревает в разрушаемых ею тканях, костях и мускулах и всю свою энергию обрушивает на вас.
После того, как пуля "Миротворца" пробьет вам, например, ногу, вы не спрячетесь в убежище, где можно скрутить одной рукой сигарету, прикурить, а потом изящно влепить сопернику пулю меж глаз. Когда пуля "Миротворца" пробьет вашу ногу, вы свалитесь наземь без сознания, и даже если выживете после артериального кровотечения и шока, то уж ходить без помощи костылей не сможете никогда, потому что хирурги единодушно решат отнять вашу ногу.
Вот потому-то я стоял не двигаясь, бездыханный, видя, что ствол оружия, способного навести на такие мрачные мысли, направлен в мое правое бедро. Еще кое-что о "Миротворце": поскольку его полуавтоматический спусковой механизм срабатывает при значительном усилии, для меткой стрельбы из него нужна крепкая рука. Но и здесь у меня не было никаких иллюзий. Рука, которая держала револьвер, опираясь локтем на стол радиста, казалась самой крепкой, какую мне случалось видеть. Радиорубка была освещена слабо: реостат настольной лампы выведен, лишь тусклый желтый круг света падает на исцарапанный металл стола, вырывая из темноты часть руки до манжеты. Но уж эта часть видна хорошо.» © «Когда пробьет восемь склянок»
Из всего выше написанного можно сделать вывод. Маклин увлекает нас в приключение, с героями – обычными людьми, которые находятся в «ловушке», и вынуждены действовать на пределе человеческих возможностей. Маклин «перемещает» нас в полную тайн, готическую атмосферу и отлично зная предмет, уверенно ведет и выводит нас с этого лабиринта.
© Доктор Фелл
Данные материалы разрешается использовать с обязательным указанием авторства и ссылки на первоисточник (сайт «Детектив - на грани возможного»).
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.