Автор статьи неизвестен
Эдгар Уоллес - один из самых популярных писателей 20-го века. За свою жизнь он написал 173 романа и попал в книгу рекордов Гинесса как самый экранизируемый писатель (170 фильмов).
Уоллес родился в 1875 году в Лондонских трущобах, вырос у приемных родителей. Учился в школе, но ее не окончил. Первый роман «Четыре справедливых мужчины» опубликовал в 1905 году. Но успех пришел только в 1921 году. С 1922 до 1932 года, года его смерти от пневмонии, было продано четверть миллиона экземпляров его книги. Романы Уоллеса стали экранизировать еще при его жизни. Среди лучших: «Зеленый стрелок» 1926, «Ужасные люди», «Террор» 1928 (звуковой), «Желтая маска», «Темно-красный круг» и два английских фильма с Нейджем Брюсом «Стукач» и «Календарь» (оба 1931 года), а также чешский Карэла Ламака «Стукач». Во времена Гитлера, который называл романы Уоллеса подрывными, он был запрещен.
Возрождение интереса к Эдгару Уоллесу происходит в Германии уже после войны в конце 50-х.
Фильмы производили и прокатывали две основные немецкие кинофирмы. «Совет по таможенному сотрудничеству» ССС (Centrol cinema company) выпустил несколько фильмов в 1962 году, подписав контракт с сыном Уоллеса, Брайном, который писал «оригинальные сценарии», основанные на идеях его отца; они поставили «Тайну Черных чемоданов», «Душитель замка Блекмор», «Фантом Сохо», «Безумный палач» и ряд других фильмов. По сценарию Брайена был поставлен и любопытный фильм «Скотланд Ярд против доктора Мабузе».
Другая немецкая фирма, основанная еще в 1897 году, называется «Константин-Риальти» (Constantine-Rialto). За тринадцать лет до 1972 г. поставила 32 фильма по произведениям Уоллеса, ставших со временем культовыми. В мае 1959 «Константин-фильм» нанимает 51-летнего режиссера Харольда Райнла для постановки фильма «Скрытый под маской лягушки». Это и был первый фильм в немецкой серии «крими». Он стал так же родоначальником фильмов «джалло». сделаный за четыре года до первых подобных фильмов итальянца Марио Бава.
Банда, называющая себя «Товарищество Лягушки», терроризовало Лондон, оставляя на месте своих преступлений лягушку. Одетый в лягушачью маску главарь банды долго остается неуловимым, пока Скотланд Ярд с помощью американского детектива, наконец, не отдает все банду под суд. «Скрытый под маской лягушки» - это один из самых известных и лучших романов Уоллеса, входящий в «золотую семерку», к которой принадлежат также «Колдун», «Красный круг», «Мертвые глаза Лондона», «Ворота предательства» и т. д. Режиссер первого фильма серии Харольд Райнл поставил еще несколько фильмов по произведениям Уоллеса. Он родился в Австрии в 1908 г. В молодые годы увлекался лыжным спортом в Альпах, был ассистентом, сценаристом, монтажером, снимал короткометражки. В 1940 г. помогал Лени Рифеншталь в съемках. После войны в 1949 г. он получил шанс для постановки первого собственного фильма «Горный хрусталь». Обладая чутьем романтика и чувством ритма, он тяготел прежде всего к фильмам с быстрым развитием, к триллеру. В середине 70-х трагически погиб, будучи третий раз женат на чешской актрисе Даниэль Марии Делис, был ею зарезан.
Потом последовали фильмы «Красный круг» 1960 и «Мститель»1961. Лондон находится в страхе и ужасе, никак не удается поймать Красный круг, главу большой преступной организации. На месте преступления убийца оставляет изображения красного круга. Скотланд Ярд бессилен. И расследование поручают лучшему частному детективу. В фильме «Красный круг» у режиссера Юргена Роланда снялась его любимая актриса Рената Экберт. Она наряду с Катериной Дор без сомнения лучшие исполнительницы, которые снимались когда-либо в детективах Уоллеса. По-настоящему непростительно, что она никогда больше не получила роли в сериале. Умерла в декабре 1966 г., когда ей было только 31 год, от передозировки снотворного. Актер из этого фильма Томас Альнер, игравший мистера Джека Бердмора, тоже выбрал самоубийство в 1968 году. А Юрген Роланд в следующем году снимет еще один фильм по Уоллесу «Зеленый лучник».
Успех первых фильмов ставшими кассовыми хитами позволил запустить еще одну серию, основанную на индейских романах Карла Мая. Первый фильм-вестерн «Сокровище серебрянного озера» был сделан в 1962 г. Съемки проходили в Югославии. Вначале в индейской серии вышло 9 фильмов. И эта серия тоже пользовалась большим успехом.
Фильмы серии «krimi» по романам Эдгара Уоллеса были сделаны с особым, только им присущим стилем. Черно-белые с изысканной манерой и атмосферой, где присутствуют ночной туманный Лондон, гремящие корабельные цепи на Темзе, темные лунные ландшафты, тусклые замки с загадочными подвалами и потайными дверями, воскресающие в памяти готические картины, являются составными частями немецких экранизаций Эдгара Уоллеса 60-х годов и были самыми успешными и самыми длинными сериями немецких фильмов. В них роковые женщины, игроки и другие жители преступного мира такие, как марионетки, стукачи, информаторы, перемешиваются с наследниками и наследницами, безумными родственниками и такими же безумными учеными, психами, главарями преступных организаций, а орудиями убийства в них являются всевозможные яды, зубы змей, гарпуны, кнуты, а угрозами - крокодилы, змеи или ядовитые пауки. Подсчитано, что в этих фильмах совершено примерно 300 убийств, а в 16 из них злодеев играет Клаус Кински. Нельзя не упомянуть и музыку к этим фильмам. Джазовая инновационная музыка писалась такими композиторами, как Мартин Ботчер (он так же сочинил известную тему к «Виннету») и Питер Томас (музыка к 16 фильмам Уоллеса), его иногда почти экспериментальная музыка подкупает и сегодня странными звуками и искаженными криками. Никакие другие немецкие фильмы ни раньше, ни позже не делались с такой тщательностью. За прошедшие годы они совсем не устарели. На них отложился, как патина, быстро проходящий дух времени. Эти фильмы смотрятся сейчас как маленькие бриллианты, вызывающие ностальгическое чувство навсегда ушедшей эпохи. Ведь, фильмы Эдгара Уоллеса - это воспоминание о времени, в котором мы обходились без макдональдсов и шварцнегеров. Там когда-то бурлила жизнь. Актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры… Никого из людей, создававших эти фильмы уже нет в живых, но мне хотелось бы, глядя на них любящим взглядом, хоть, на миг оживить их. Ведь, правда, поверженные боги могут снова стать богами?
Следующий фильм должен был выйти в серии «Тайна желтых нарциссов», но сценарий требовал переделки, и на экраны вышли раньше (1 апреля 1961 г.) «Темные глаза Лондона». Фильм имел грандиозный успех, побив все кассовые рекорды. В Германии его посмотрело 3, 4 миллиона людей. Съемки проходили на Эльбе и на улицах Гамбурга. По сюжету действие разворачивается на сырых туманных набережных Лондона. Там выловлен очередной труп, «случайно» утонувший богатый мужчина не имеющий наследников, но застрахованный как и другие утопленники, вытащенные из Темзы. Следы преступления приведут инспектора из Скотланд Ярда к Казенному дому для слепых. В главной роли снялся хороший немецкий актер Вольфган Люкши, а также Фриц Шредеряк и Клаус Кински, хороша и обворожительна в фильме Ани Саво, дебютировавшая в серии Уоллеса. Режиссером этого фильма был Альфред Форер.
Альфред Адольф Форер родился в 1914 г. в Штутгарте, в молодые годы он пел и был актером маленького опереточного театра. В 30-е годы он играл в государственном театре Штутгарта. В годы Второй Мировой войны он был тяжело ранен в России в руку и должен был навсегда оставить мысль об актерской карьере. После войны некоторое время работал на радио. «Мертвые глаза Лондона» был первым фильмом который он поставил на студии Rialto. Всего на этой студии он снял 18 фильмов, в том числе 13 детективов. Окончил карьеру в кино в 1976 г., сняв среди прочего фильм «Каждый умирает за себя» и для второго Германского телевидения серию детективов «Дерик», пользовавшуюся большой популярностью. Вообще, почти все его фильмы были успешны. Но только три из них, один из которых из индийской серии «Среди коршунов», собрал больше 3 миллионов зрителей. С 50-х годов Форер жил в арендованном доме в Берлине, а умер от сердечного приступа в Мюнхене в одну из февральских ночей 1986 года. В вышедшем в этом же году «Тайнах желтого нарцисса» действие происходит в Лондоне и Гонконге и связанно с убийствами и наркотиками. Режиссер фильма Арос фон Ратоню (Aros von Ratony), венгр по происхождению (умер в 1969 г.), жил в Лондоне. Это было первое с 1929 года совместное немецко-английское производство. Фильм был сделан в двух версиях. В немецкой играли Иоахим Фуксбергер, Сабина Сессильман, Клаус Кински, в английской - Уильям Лук, Пенелопа Хорнер, Коллен Дживонс. Другие исполнители играли в обеих версиях: Альберт Левин, Ингрид ван Берген, Кристофер Ли и другие. Часть съемок были произведена в Лондоне, что усилило британскую атмосферу в фильме. Фильм имел ошеломляющий успех. С 3, 5 миллионами людей посмотревших его в кинотеатрах, он превзошел даже «Мертвые глаза Лондона».
Следующий фильм «Фальсификатор из Лондона», рассказывающий об охоте за миллионами молодого наследника Петера Клайфтона и его прелестной жены Джейн Леит (Карин Дор), снявших дом, чтобы провести медовый месяц. Для объекта был выбран замок Herdringen, позже там же пройдет и съемка «Черного аббата». Режиссером был Харольд Рейнли, сделавший из «Фальсификатора из Лондона» довольно вольную адаптацию одного из лучших романов Эдгара Уоллеса «Фальшимонетчик».
«Странную графиню» 1961 снимал режиссер Йозеф фон Бакю, получивший известность своим фильмом «Мюнхгаузен», поставленным по заказу Геббельса. Фон Бакю, тяжело заболев, не смог закончить «Странную графиню», и ее заканчивал Юрген Роланд. Фильм получился замученный и самый скучный в серии. А фон Бакю больше не пришлось ставить фильмы. В 1966 году он, живя в полном одиночестве и всеми забытый, умирает от рака.
Следующий фильм «Загадка красной орхидеи» 1962 г., сначала названный «Ганстер из Лондона», снимал австрийский режиссер из Вены Гельмут Ашлей. Это был его единственный фильм в этой серии. Музыку к фильму писал англичанин Петер Томас - она одна из лучших к фильмам Уоллеса. Вообще, в этом немецком фильме все роли играли исключительно иностранцы: австрийцы, поляки, швейцарцы, британцы. А Кристофер Ли, играющий в этом фильме, пробуется еще в предполагавшейся индейской серии по романам Карла Мая на роль Виннету, сохранились его фотографии с кинопроб. Фильм «Загадка красной орхидеи» получился увлекательным, с хорошим темпом, и пользовался успехом у зрителей.
Позже последовали «Дверь с 7 замками» и «Гостиница на Темзе» Форера. «Гостиница на Темзе» наряду с «Мертвыми глазами Лондона» и «Колдуном» принадлежит к лучшим ч/б фильмам Форера, собравшим больше всего зрителей из всей серии - 3,6 миллиона. Следующий фильм «Комната 13»1963 г. Его снимали в Берлине и Дании (замок Вало), постановка Харольда Райнли, в нем участвовала и его жена (на тот момент) Карина Дор. Во время съемок возникли проблемы. Для финансового успеха нужно было цензурное разрешение. Допуск подростков с 16 лет. Но в фильме была сцена со стриптизом, и труп с перерезанным горлом, лежащий в комнате девушки. И хотя руководство фирмы дало распоряжение сократить эти сцены и перемонтировать фильм, из этого ничего не вышло. И фильм вышел с разрешением к просмотру с 18 лет. Это было последнее совместное производство с Францией. В 1965 г. Райнли снимает «Зловещего монаха». Если говорили, что «39 ступенек» - это квинтэссенция всех английских фильмов Хичкока, то «Зловещий монах» - это квинтэссенция всех фильмов Эдгара Уоллеса. Но «хорошее старое время» Уоллеса заканчивалось. Это обусловливалось и усилением позиций конкурентов. До конца 1964 года вышло более 25 детективных фильмов (хотя реально конкурентом была только серия фильмов «Джерри Коттон» о немецком Джеймсе Бонде), что вело к новой драматургии и большей технической изощренности. Таким образом, кинофирма «Константина» должна была тоже приспосабливаться и идти новым путем. К тому же постоянные конфликты между владельцами фирмы «Константина» и «Риальти» не шли на пользу дела. В конце 1965 г. английский филиал фирмы выпускает «Загадку серебряного треугольника» по Уоллесу в цвете. Немцы тоже переходят на цвет. Таким фильмом был «Горбун из Сохо» Форера.
Феноменальный успех «Сокровища серебряного озера» в конце 1962 г. по произведению Карла Мая дал жизнь другой серии. Но фильмы о Виннету имели очень высокие издержки (фильм обходился примерно от 3 до 4 миллионов немецких марок) по сравнением с детективами Уоллеса, и потому их выпускали значительно меньше (всего было сделано 14 фильмов).
25-ым юбилейным фильмом серии Эдгара Уоллеса стал фильм Альфреда Форера «Собака замка Блэквуд» 1967 г. Натурные съемки проходили на острове павлинов (Берлин). Режиссеру и оператору Карлу Лобу удалось создать таинственно-ужасно-прекрасную атмосферу в фильме. Удачно вписалась фонограмма Петера Томаса, выполненная в стиле его музыки к фильму «Колдун».
Сделанный в хорошем темпе, изысканно и увлекательно, он является одним из лучших цветных фильмов серии наряду с другими фильмами Форера..Следующий его фильм «Горила из Сохо» 1968 г. был последним для него в этой серии и 14-м по счету, который он поставил. Для большинства съемочный группы этот фильм был прощанием с Эдгаром Уоллесом. Наступали новые времена.
Годы1968 -1969 - это время студенческих волнений, войны во Вьетнаме, высадки на Луну, политических перемен в мире. Оба руководителя Филипсен и Хорст Вендландт пришли к выводу о расширении ассортимента фильмов в других жанрах (драма, комедия). А Уоллеса решили экранизировать, начиная с 1969 г. с иностранными партнерами делая психологические триллеры.
Вопрос был только в том, примет ли такие фильмы немецкий зритель. На основе соглашения с Италией, было оформлено совместное производство с этой страной. Первый совместный фильм «Лицо в темноте» был поставлен итальянским режиссером Рикардо Фредо, главную роль сыграл Клаус Кински, игравший до этого только второстепенные роли. После этого фильма он стал актером N 1 почти во всех фильмах, в которых снялся. Родился в 1926 году, поляк, настоящее имя Николаус Наксцинский, до самой своей смерти в 1991 г. он снялся в 150 фильмах. Наиболее известные роли в фильмах Вернера Херцога «Агирре» и «Носферату». Незадолго до смерти сбылась его мечта - и он сыграл в главной роли в фильме о Паганини.
После нескольких неуспешных в плане прибыли фильмов серии коммерческий успех ждал «Мертвеца из Темзы»1971 Харольда Филипа. Лондон. Привлекательная танцовщица Мирна Фергусон найдена мертвой в третьеразрядном отеле. Внезапно из Австралии прилетает ее сестра Денни. Инспектор Крейг начинает расследование. В фильме в 14-й и последний раз принял участие Карл Лоб, лучший оператор Эдгаровской серии. В последний раз писал музыку для фильма и Питер Томас, прощальная фонограмма принадлежит к его трем самым лучшим в серии.
Следующий совместный фильм с итальянцами «Тайна зеленой булавки»1971 г. режиссера Массимо Даломато с чудесной музыкой Морикконе. Съемки проходили в Лондоне, кроме сцен на кладбище. Из истории о серийном убийстве молодых девушек Деламото сделал впечатляющий шедевр,в том что касается напряжения и саспенса. Немецкая версия фильма была на 10 минут короче итальянской.
А в совместном фильме «Загадка серебряной луны» в немецкой версии сокращений было еще больше (20 минут). Фильм был поставлен режиссером Умберто Ленци, и все действие фильма происходит в Риме. Съемки проходили в Сполето и в Риме. Актеры были подобранны в Италии, за исключением двух немцев Джона Франкенхеимера и австрийки Марисы Мель (играла главную роль в «Загадке красной орхидеи»). Этот фильм был предпоследним фильмом «Риальти» для проката Константина и последний 32-й фильм «Риальти» - Уоллес в кино. Последние фильмы серии полностью отличаются от всей серии и не нравятся фанатам, сегодняшним болельщикам серии Уоллеса, так как в ней отсутствует та особая атмосфера, за которую, в общем, и любят эти фильмы. А в Германии после 1972 г. любителям детективов пришлось ждать целых 13 пет до 1985 года, когда новый кумир, сериал с Шиманским, вернул зрителя в кино.
Когда еще Филипсен еще только в 1959 г. начинал ставить фильмы по Эдгару Уоллесу, права на постановку фильмов по двум романам уже были проданы. По ним были поставлены неудачные фильмы «Мститель»1960 г. режиссера Карла Антона, который снимал до этого только комедии и был неопытен в постановках детективов, и «Проклятие желтой змеи» 1962 г. режиссера Готлиба о «желтой опасности».
Другие экранизации Уоллеса «Загадка серебряного треугольника»1965 г. режиссера Джона Моккея и «Акаsava» режиссера Дж. Франко, выпущенные фирмой ССС, немцы называют халтурой.
В 1963 году вышли «Барабаны смерти на большой реке» режиссера Харингтона. Уоллес написал много африканских романов, и возникла идея сделать из нее серию, но из этого ничего не вышло. На африканскую тему выходили еще «Карабль смерти», и потом была «Пагода ужаса» («5 золотых драконов»), где действие происходит в английской колонии в Гонконге.
В 1985 г. году в Германии был снят единственный фильм, довольно неудачный, после конца «Риальти» «Шпик в шоколаде». В середине 80-х и в ЧССР вышел ТВ фильм по Уоллесу «Таинственный монах».
Эпигоны Эдгара Уоллеса.
С 1960 года Германию внезапно охватил интерес к детективным фильмам. В основном, это были имитации фильмов Уоллеса и чаще всего были существенно хуже оригинальной серии «Риальти». Первым вышел в августе 1960 г. музыкальный детектив «Загадка зеленого паука», но успеха не имел, та же судьба постигла и уголовную комедию «Агата, остается убийство», лишь, третий фильм, вышедший в 1960 г. «Черная овца» имел оглушительный успех. Прекрасная музыка Мартина Бетчера и первоклассный дебют в качестве режиссера, оператора Гельмута Ашлея. Фильм был сделан в хорошем темпе и был не скучен. После Фрица Ланга никто не экранизировал д-ра Мабузе, хотя демоническая и зловещая фигура Мабузе так и просилась на экран. Ланг делает ремейк своего старого фильма «1000 глаз доктора Мабузе» 1960 г., через год после него выходит «Возвращение доктора Мабузе», а следом «Обезвредить невидимого доктора Мабузе» с Карин Дор, ставшие маленькими шедеврами режиссера Харольда Рейнли. В течении следующих трех лет выходят еще несколько фильмов о Мабузе. Причем все на разной основе (согласно договору с автором романа о Мабузе Жаком Норбертом, можно было создавать новые оригинальные истории о докторе Мабузе). Последний фильм в серии вышел в 1964 г., он назывался «Лучи смерти доктора Мабузе» и получился скорее научно-фантастическим, а не детективным. Следующий фильм «Тайный кабинет доктора Мабузе» так и не вышел. Правда, в 1971 г. Дж. Франко поставил «Человек по имени Мабузе». После него попытки возродить серию больше не предпринимались.
Конкуренты «Риальти», заключившие контракт с сыном Эдгара Уоллеса, Брайном, в 1962 году выпускают фильм «Тайна черного чемодана» режиссера Вернера Клингера, фильм получился довольно бесцветным. Пожалуй, лучшие фильмы вне серии сделал Харольд Райнль «Душитель замка Блекмор», тогда же были сделаны «Палач Лондона» и «Фантом из Сохо» Готлиба.
В 1971 г. снимают повторно «Тайну черных чемоданов», режиссер Франко. «Константин» выпускает его в прокат. Как писали немцы, лучше бы он погиб на фронте. Качество фильма было очень низкое.
«Тайна желтой могилы» выпущенная в декабре 1972 г. стала последним детективным фильмом в этом проекте, зритель не хотел больше ходить в кинотеатр на детективы, да и их стали много показывать по телевидению. Таким образом, закрылась окончательно эта глава немецкой истории кино.
Конкурентом Уоллеса в 60-е годы был немецкий автор Алоиз Вейнер (1875-1945), писал под псевдонимом Луиса Вайнера-Вилтона. Из 16 романов, им написанных, сохранилось лишь 7, из которых 4 были экранизированы. Но если «Ковер ужаса», выпущенный в 1962 г. был не очень удачным, то «Белый паук», сделанный Харольдом Райнли, оказался захватывающим и увлекательным, леденящим душу триллером. Неплохо получился и следующий детективный фильм «Тайна черной вдовы» Готлиба с прекрасной музыкой Мартина Бетчера. А вот 4-й фильм, вышедший в конце 1964 г. «Тайна китайской гвоздики», сделанный в Праге совместно со студией «Баррандов», оказался менее удачным.
Бесчисленное количество фильмов производилось в то время. Многие из них были катастрофически скучны, в большинстве случаев эта халтура даже не оправдывала ее производственные расходы. Большей частью это были фильмы, которые копировали Эдгара Уоллеса. Не забывали и Конан Дойла. Фильм «Шерлок Холмс и ожерелье смерти» рассказывает о дерзкой охоте на таинственные сокровища фараонов, хотя фильм получился запутанный, он был не так плох, хотя и не имел большой кассы, и поэтому серию продолжать не стали, к тому же он был черно-белый, а Хаммер в Лондоне в конце 50-х уже ставил цветного Шерлока Холмса.
Образцом плохого детективного фильма может служить экранизация романа «Красная ваза» австралийки Хитер Гардинер, несмотря на участие таких звезд, как Иоахим Фуксбергера и Карин Дор, фильм, который снимал телевизионный режиссер Эбергат Иценплиц, получился беспомощным и выглядел просто смешно. В 1967 г. австрийский режиссер Рудольф Цехетгрубер пробует создать новую детективную серию «Инспектор Бломфиильд, случай номер 1» Но фильм в прокате провалился. В этом же году Мюнхенские производители начинают ставить фильмы совместно с итальянцами. Масимо Даламото ставит «Тайну молодой вдовы», а Гарольд Филипп «Белокурая приманка для убийцы» 1969. Успехом пользуется фильм Альфреда Форера «7 дней срока» 1969 и «Перрак» 1970 с Харальдом Таппером. Совместно с итальянцами и французами Антонио Маргарети ставит триллер «Семь смертей в глазах кошки», но этот высококлассный фильм проваливается в прокате: он появился слишком поздно, время головокружительных успехов детективов в кинотеатрах уже прошло.
http://staroekino.narod.ru/wallace.html