Автор Доктор Фелл » 19 ноя 2010, 18:59
"А если мир не рассыпанная головоломка, а бульон, в котором беспорядочно, безо всякой системы плавают какие-то куски, и вот время от времени они по случайности склеиваются друг с другом, образуя нечто целостное? А вдруг все, что существует, это фрагменты, недоноски, выкидыши, и у событий есть только концы без начал, или только середины, только зачин или только финал, а мы все вылавливаем, выделяем, собираем, пока не увидим: любовь — во всей полноте, измену - целиком, катастрофу — полностью, хотя в действительности мы и сами-то случайны, фрагментарны. Наши лица, наши судьбы формирует статистика, мы существуем как проявление случайного движения броуновских частиц, люди — это недоконченные эскизы, нечаянные наброски. Совершенство, идеал, абсолют — редкостное исключение, встречающееся только потому, что на свете всего так бесконечно, невообразимо, неслыханно много! Огромность мира, его неисчислимая множественность становится автоматическим регулятором обыкновенности будней, благодаря ей нам кажется, что все пробелы и бреши заполнены. Ради собственного спасения мысль отыскивает и соединяет далекие фрагменты, склеивает их религией, философией. Мы собираем, сгребаем расползающиеся статистические отметки, пытаемся сложить их со смыслом, слепить из них колокол, чтобы он прогудел нам хвалу, чтобы прозвучал его единственный, неповторимый голос! А на самом деле существует только бульон… Математическая гармония Вселенной - это наша молитва, обращенная к пирамиде хаоса. Во все стороны торчат куски бытия, лишенные всякого смысла, но мы считаем их единственными и едиными и ничего другого не желаем видеть! А существует одна статистика, ничего, кроме статистики! Человек разумный — это человек статистический. Каким будет ребенок — красивым или уродливым? Будет ли он музыкальным? Заболеет ли раком? Все это решает бросок костей. Статистика определяет, родиться нам или нет, она выбирает, как соединятся гены, из которых созданы будут наши тела, она устанавливает, когда и как умрет каждый из нас. Кто будет та женщина, которую я полюблю, сколько я буду жить, все определяет элементарный статистический разброс. Может, даже и мое бессмертие? Ведь вполне вероятно, что иногда, случайно, кому-то в удел достается бессмертие, так же как красота или уродство. И поскольку однозначных явлений нет, поскольку отчаяние, радость, прекрасное, безобразное — дело рук статистики, то, значит, в основе нашего познания лежит статистика, и существует только слепая игра, извечная мозаика случайных узоров. Бесконечная множественность сущего смеется над нашим стремлением к гармонии. Ищите — и обрящете; конечно же обрящете, если будете старательно искать, ибо статистика ничего не отвергает, у нее все возможно — единственно, с большей или меньшей степенью вероятности. Что такое история? Броуновское движение, статистический танец корпускул, мечтающих о иной жизни, о иной бренности…" (с) "Расследование" С. Лем.
Вот эта цитата из произведения, больше всего подходит для характеристики романа "Расследование" Станислава Лема.
Прежде всего, хочу отметить, что не знал в какой раздел писать рекомендацию. В раздел "зарубежный детектив"? Возможно. Есть все признаки детективного повествования. Пропадающие с моргов трупы, в том числе из запертой прозекторской. Трупы, которые начинают убегать, правда, не далеко, полицейский, ищущий улики и даже, находящий их. Есть также ученый, который помогает юному полицейскому. И даже разгадка. Или нет? Скорее да чем нет, или скорее нет, чем да.
Парадокс. Разгадка загадки в книге есть, но ее и нет. Лем оставляет решать это нам, читателям.
В произведение присутствует определенная доля фантастики, но этот факт не позволяет назвать "Расследование" фантастическим детективом. Элементы фантастики там есть, но это не совсем фантастично. Еще один парадокс.
Я бы назвал жанр, в котором написан этот роман — детективно-филосовская притча. Скажем так. Есть определенные факты и в них пытаются разобраться, объяснить философы с одной стороны, и материалисты (в нашем случае полицейские) с другой стороны. А выбирать кто из них прав, тебе, читатель.
Я не буду высказывать свою точку зрения на это произведение. Я ее просто не знаю. Не могу сказать, понравилось или нет. Одно скажу, не жалею потраченного времени на этот роман.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.