Нуар — как много в этом слове… Сразу вспоминаются романы главных «звезд» жанра — Рэймонда Чандлера и Дэшилла Хэммета, в которых мужественные широкоплечие герои соблазняли (не без помощи ироничной шутки и верного пистолета) роковых красоток, распутывали сложные дела, временами используя кулаки, временами — логику и наблюдательность. Нуар всегда был эдакой сказкой от детектива — подчас жестокой, но все-таки живущей по своим незыблемым сказочным канонам. В нуаре действительность всегда несколько гиперболизирована по сравнению с реальностью. Это, в частности, очень точно передал режиссер Роберт Родригес, совместно с художником Фрэнком Миллером подаривший нам шедевр современного кинонуара «Город грехов».
Открывая антологию «Москва Нуар», автор этих строк очень надеялся, что смогли прочувствовать этот жанр и российские писатели, благо в книге представлены настоящие тяжеловесы — лауреаты и номинанты русского «Букера», «Большой книги» и других премий, мастера слова, умеющие играть стилями и формой с завидной легкостью. И конечно же, Москва —большой город с собственным колоритом — заведомо благоприятна для нуара.
Открывается антология с весьма достойного рассказа Анны Старобинец «Автобус Милосердия». В нем есть что-то от Джеймса Хэдли Чейза, удачно адаптированного к блеску современной Москвы — где-то посередине между гламурной богемой и грязной нищетой. Как это часто бывает у Чейза, главного героя трудно назвать положительным персонажем. Он затевает не самую честную игру с влиятельными людьми, но в итоге попадает в еще более хитро расставленные сети. Написано это все здорово и динамично, в лучших традициях жанра и в целом настраивает на позитивный лад. К сожалению, это воодушевление быстро сходит на нет.
В большинстве своем авторы так и не решили для себя, что же такое этот самый «нуар» — или же трактовали этот жанр слишком буквально (noir = черный). В итоге вместо сборника детективных сказок, обильно приправленных стрельбой и черным юмором, мы получили коллекцию самой настоящей русской чернухи — пусть отлично написанной, но все-таки мало похожей на настоящий нуар. Здесь пьяные милиционеры на спор вышибают друг другу мозги, бомжи, обильно пересыпая речь матом, рассказывают о нелегкой своей жизни и вспоминают былое — и бытовуха, бытовуха, бытовуха… Конечно, это все суровая правда жизни, только причем тут детективная сказка? Где то тот жанр, что вынесен на обложку?
С некоторой натяжкой к нуару можно отнести лишь три рассказа. Это уже упоминавшийся «Автобус Милосердия» Анны Старобинец, «Постой» Андрея Хуснутдинова (по сути, банальное описание бандитской разборки, но на безрыбье…) и «Вердикт “Макарова”» Владимира Тучкова, где улицы Москвы становятся полигоном для игры на выживание. Все остальное — разной степени удачности дно московской жизни, достигающее мрачного апогея в «Рождестве» Ирины Денежкиной.
Создается впечатление, что авторы не смогли в полной мере расслабиться и поиграть в стилистические игры, уйти от реальности и написать сборник ярких историй. «Нуар по-русски» оказался беспощадной штукой, где пропитые бомжи заменили мужественных героев и красивых женщин (здесь показателен рассказ Игоря Зотова «Декамерон», в котором бывшая школьная красавица живет на помойке, кушает водку и отдается любому, кто не против), а беспросветная бытовуха пришла на замену ироничным детективным сюжетам.
И ведь формально, по Википедии, все признаки «нуара» имеются — но на выходе все равно получается исконная русская тоска, с водкой и душевными метаниями. Тут уж не до сказок, конечно…
http://darkermagazine.ru/page/moskva-chernuha