ИваЯ вполне согласен. :) Городничиха как раз не самый явный подозреваемый (вряд ли кто, кроме её дочки, знал про эту историю). Поэтому решение было бы неплохим и убедительным. ;)
Я просто прорабатываю все возможные теории... ;)
Ива писал(а):это в тексте Гоголя было? что-то я там этого не помню... И зачем его признавать задним числом, если можно сделать в любой момент текущей датой?
Добчинский. Я осмеливаюсь попросить вас относительно одного очень
тонкого обстоятельства.
Хлестаков. А что это?
Добчинский. Дело очень тонкого свойства-с: старший-то сын мой, изволите
видеть, рожден мною еще до брака.
Хлестаков. Да?
Добчинский. То есть оно только так говорится, а он рожден мною так
совершенно, как бы и в браке, и все это, как следует, я завершил потом
законными-с узами супружества-с. Так я, изволите видеть, хочу, чтоб он
теперь уже был совсем, то есть, законным моим сыном-с и назывался бы так,
как я: Добчинский-с.
Хлестаков. Хорошо, пусть называется! Это можно.
Добчинский. Я бы и не беспокоил вас, да жаль насчет способностей.
Мальчишка-то этакой... большие надежды подает: наизусть стихи расскажет и,
если где попадется ножик, сейчас сделает маленькие дрожечки так искусно, как
фокусник-с. Вот и Петр Иванович знает.
Бобчинский. Да, большие способности имеет.
То есть Добчинский жене не изменял, но женился уже после того, как ребёнок родился. Как честный человек.
Но по законам Российской империи ребёнок, рождённый вне брака, не мог быть крещён как сын своего отца. А матери рисковали далеко не все, тем более, если Добчинская затем хотела выйти замуж, ей было ни к чему быть официальной матерью внебрачного ребёнка. Обычно записывали в сына дворовых (см. "Подростка" Достоевского), или в воспитываемого в доме племянника, происходящего из вовремя умерших родных, или, на худой конец, приживала неведомого происхождения, пусть даже и официального воспитанника своего отца (как Герцена). ;)
А при Николае I усыновление было строго запрещено. Кем изначально записали, тем и записали - церковные книги нерушимы. На воспитание взять было можно, но ни фамилию, ни сословные права дать нельзя. И, следственно, выходили ограничения в завещании имущества.
Кроме этого, существовал и другой вариант. Внебрачный ребёнок мог быть записан сыном своей матери, но не был официально сыном своего отца. Поскольку, чтобы можно было записать в церковную книгу отца, отец должен был быть женат на матери ребёнка. Усыновление же ребёнка матери, рождённого вне брака, человеком, который затем женился на этой матери, воспрещалось особо. Насколько я понимаю, у Добчинского был такой, отнюдь не редкий в маленьких городках вариант.
Добчинский же хотел передвинуть втихомолку дату рождения сына на число уже после венчания, как я понимаю. А это подделка документов, уголовное преступление. Такое делали часто, но формально за это можно было загреметь в крепость с лишением дворянства.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...