Петр Алексеевич писал(а):И так ли он был не прав, полагая, что история детектива завершена?
Вот, например,
его статья, где Ван Дайн обозревает историю жанра на 1927 год и утверждает прямым текстом, что, мол, история жанра уже завершена.
Уже после этого, даже если мы возьмём только чисто классический детектив, был написан весь Квин, весь Карр, практически вся Сэйерс, весь Блейк, практически весь Беркли, а Кристи на тот момент создала менее десятка книг, из которых все, кроме "Убийства Роджера Экройда", пробы пера, по сути, и в её творчестве в целом занимают малое место. Как ни относись к перечисленным мной авторам, они внесли очень большой вклад в развитие жанра и активно разрабатывали новые принципы письма. Потом эти принципы были применены для создания немного других поджанров, но сами-то эти авторы ещё находились в рамках классического детектива. И те же Беркли, Кристи или Карр создали целый ряд очень оригинальных и выдающихся классических детективов (далеко не всегда нарушая правила Ван Дайна, а иногда их обыгрывая).
В то же время из детективов, упомянутых Ван Дайном в его статье, практически все сейчас никому не известны. Вряд ли они не переиздаются ни в США и Великобритании, ни у нас только из-за жадности издателей (многие уже в public domain). Они просто сейчас не интересны (только как исторический раритет), читать многих из них банально скучно, сюжеты теперь кажутся предсказуемыми и простыми. Написанное после 1927 года их затмило. Хотя, может быть, не так точно следовало накатанной схеме. Собственно, по накатанной схеме ничего хорошего и не напишешь. :)
Постепенно, конечно, классический детектив переродился (и сейчас в чистом виде существует либо в виде подражаний и стилизаций, либо в виде экспериментов, не считая отдельных авторов), но куда позже, чем думал Ван Дайн. Чистого классического детектива сейчас практически нет, но отдельные элементы в большей или меньшей степени есть, поскольку поджанров детектива стало больше. Произошла диверсификация жанра, усложнилась структура, и это хорошо. ;) Больше поджанров - больше правил - больше простора для рассуждений. И под это заложили фундамент, конечно, мастера "Золотого века". Но не относить их к классическому детективу, поскольку они модифицировали принципы, существовавшие на 1927 год, неверно, на мой взгляд. Модифицировать не значит пренебречь или отказаться; это значит искренне их любить и хотеть улучшить.
Петр Алексеевич писал(а):И Сименона не могу считать детективистом, хотя прочесть не без удовольствия - могу.
Просто тут разный взгляд на то, что такое "детектив". Вы (как и Ван Дайн) вкладываете в понятие "детектива" вообще то, что я (возможно, ошибочно), подразумеваю под "классическим детективом" (границы которого, в значительной степени, определил именно Ван Дайн), который, действительно, постепенно растворяется. А в "детектив" вообще я вкладываю большее смысл. И к "детективу" вообще относятся все поджанры детектива, в том числе те, которые никак не назовёшь "классическим детективом". Относится всё, где есть тайна (и/или, в большинстве случаев, преступление) и попытки её раскрыть, и где основная цель автора не является какой-либо ещё, помимо рассказа о раскрытии тайны (тогда это не только детектив), а предусматривает изложение своих взглядов, или стилевые эксперименты, или что-нибудь ещё.
доктор Фелл писал(а):Ван Дайн свои детективы написал, четко следуя своим же правилам и читать их, это сущее наказание.
Почему? Можно. Только надо несколько раз прерваться и в это время почитать что-нибудь ещё. ;) Как раз как детективы (не как литературные произведения) они неплохи и куда интереснее большинства того, о чём Ван Дайн написал в своей статье.
Петр Алексеевич писал(а):Определение между тем предельно широкое - даже если отвлечься от жанров, о которых мы спорим, впод него подойдет как минимум готический роман.
А почему бы и нет? :) Это в некоторой степени предшественник и родственник детектива, но не только детектива.
Другое дело, что в детективе, имхо, тайна должна быть раскрыта (хотя бы в большей или меньшей степени), или хотя бы должны быть предприняты попытки её расследовать и дать читателю зацепки, чтобы он мог её дораскрыть.
А то из "готики", где одни тайны и нет ни малейших попыток расследовать её или, по крайней мере, в течение повествования не выясняется ничего нового по поводу тайны, это не детектив ни в коей мере.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...