Автор Роджер Шерингэм » 25 окт 2010, 22:51
Мой первый пост в этой теме. И, очень вероятно, на ближайшее время последний. Русскоязычный детектив я не читаю вообще, поскольку советский в большинстве не соответствует моим ожиданиям, а на исследование современного потока в целях обнаружить что-нибудь действительно стоящее (которое, возможно, и существует) лень тратить силы и время. Тем не менее, эту книгу я давно собирался прочесть, и коли не получил великого восторга, то, по крайней мере, принципиально заполнил ещё одну лакуну. Возможно, кто-то из любителей советского детектива или же тех, кто ещё застал времена, когда его читали, понял, какую книгу я имею в виду.
Павел Шестаков, "Три дня в Дагезане" / "Отпуск в Дагезане"
Несомненно, Шестаков - не самый известный и значительный советский автор "милицейского детектива". И в относительном отношении "Три дня в Дагезане" не так уж интересны даже для любителей социалистического детектива. Но, тем не менее, в абсолютном отношении они крайне любопытны, ибо это, как установлено энтузистами, единственный в доперестроечном СССР русскоязычный детектив, формально построенный по канонам классического, а не полицейского детектива. Возможно, сюда же принадлежит до некоторой степени "Дикая охота короля Стаха" Владимира Короткевича, но я её не считаю, ибо, во-первых, это, во многом, исторический детектив, а во-вторых, он написан в оригинале по-белорусски.
Что до "Трёх дней в Дагезане", то их схема действительно необычна (для детектива СССР, разумеется). Хотя основной следователь здесь и является профессионалом, но преступление совершается в горной деревеньке, куда он приехал на отдых, и мало того, что с самого начала присутствует и ясен строго ограниченный, "семейный" круг подозреваемых, в лучших иноземных традициях ужинавших в доме убитого, так и деревня ещё оказывается отрезанной от внешнего мира капризами погоды. В итоге наши герои вынуждены вести следствие, опираясь лишь на собственные наблюдения и логику, в открытую, впрочем, признавая, что вынуждены рассуждать, как "в буржуазном детективе". Да и мотивы наклёвываются по большинству вполне буржуазные.
Следствие в результате выходит несколько сумбурное, хотя следователь Мазин, серийный герой Шестакова, беседует с подозреваемыми, стараясь отсеять в их словах ценные сведения, ищет улики и пытается строить версии ничуть не хуже "буржуазных" инспекторов, основываясь, правда, в основном на психологических наблюдениях и здравом смысле. Помощь прибывших всё же в финале специалистов помогает ему получить дополнительные сведения, которые незамедлительно ускоряют расследование, но не успевают превратить его в полицейское. В итоговом решении Мазин хотя и пользуется не только собранными самостоятельно фактами, но и информацией специалистов, но всё же доходит до всего путём логических рассуждений, пусть и немного невнятных. А что ещё лучше, несколько персонажей строят и свои аргументированные версии. Прямо как в одном очень известном "буржуазном" детективе.
Что до финала, то он, конечно, глубоко "советский" и морализаторский. Чего и следовало ожидать - у того же Ежи Эдигея "советским" финалом запорото несколько очень неплохих вещей. Обычный советский гражданин преступником быть не может - он либо бывший коллаборационист, либо профессиональный преступник, либо шпион и т.п., и злодействует из своих чёрных целей или боясь разоблачения. Здесь, конечно, убийца тоже оказывается принадлежащим к одной из этих категорий. Но есть два "но". Во-первых, мотив конкретного преступления оказывается вполне обыденным и вписывающимся в "западный" детектив, а во-вторых, прячется злодей среди вполне традиционного набора подозрительных, но благообразных в большинстве гостей убитого, и определить его не так просто. Хотя и не так сложно. Так что даже искушённый читатель может получить определённое удовольствие от попыток вычислить убийцу, базируясь на немногих уликах и наблюдениях за тем, что и как говорят герои. Фактически решение построено на их оговорках и манере речи. Прибавим к этому лаконично, но чётко обрисованные характеры, каждый со своей манерой речи, немного ненавязчивой философии, ряд психологических выкладок и действительно красивые описания горной природы и погоды.
Вывод - читать стойкому почитателю английского классического детектива можно. И даже, если кому попадётся (а не переиздавались "Три дня в Дагезане" давно) и кто не читал, прочесть бы советовал. Тем более что повесть достаточно небольшая, а "воды" в сюжете не так много, разве что лёгкие пробуксовки в середине. Если приноровиться к некоторой невнятности и "советскости", а также перетерпеть финальное описание того, как злодей дошёл до жизни такой, не исключен даже некоторый кайф. Мне лично понравилось даже больше, чем я от "Трёх дней в Дагезане" ожидал. Но за другие книги Шестакова вряд ли буду браться в ближайшей перспективе, да и отдалённой тоже. :)
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
- За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарил:
- Леди Эстер (13 сен 2018, 21:02)