Монсиньор Нокс снова входит в моду. The Invisible Event обсуждает десять правил, Libby Stump пишет свои, Кейт Джексон, Crippen & Landru выпускает целый том, посвящённый их нарушениям.
О правилах говорят, спорят, не соглашаются, оспаривают саму необходимость правил; можно услышать всю гамму мнений, от "правила появляются автоматически, потому что иначе жанр бы не был противопоставлен другим жанрам" и вплоть до "наличие правил отпугивает тех, кто мог бы стать их великими нарушителями".
Но все правила, в конечном счёте, - это в значительной степени вкусы конкретных составителей правил. Просто так иногда случается, что эти составители правил сами являются писателями и выражают в своих устах общий консенсус писателей. В таком случае списки правил дедуктивной литературы представляют из себя просто описание, "какие книги я буду писать и хочу читать". Но в такую игру могут играть и читатели!
Поэтому я составил на английском свою книжку правил, бесстыдно персонализированную - в явном виде перечень вещей, которые мне нравятся в детективах. И тех, что не нравятся, тоже. Ведь подобный подход к правилам позволяет формулировать и анти-правила, излагать не только то, что я от детектива хочу, но и то, чего предпочёл бы не встречать. И я подумал, что на русском форуму такое обсуждение тоже бы не помешало.
Буду играть в Ван Дайна и предложу двадцать штук, по десять в каждой половине. Сперва перечислю пять самых общих предписаний (которые неизбежно буду серьёзно пересекаться со всеми предшественниками, начиная от монсиньора Нокса), а затем продолжу пятёркой существенно более персональных мнений.
Пять вещей, которые я требую от произведения, чтобы оно могло считаться детективом
1. Уважение к читателю. Говорить о "честной игре" - банальность, и я полагаю, что она сильно переоценена. Откровенно нечестные истории о дедуктивных подвигах суперсыщиков дойлевской поры до сих пор впечатляют нас, хотя в них даже не предусмотрено возможности для читателя угнаться за детективом. Нужно быть честными: не каждый читатель пытается разгадать историю до мельчайших деталей и отвергнуть все альтернативные гипотезы, и есть много способов наслаждаться детективом. Но простое уважение к читателю, отказ от грязных ходов, совершаемых просто ради шокирующего эффекта, должно присутствовать. Разгадка не должна заставлять персонажей вести себя в противоречии с их выписанными характерами. Убийство в запертой комнате не должно разрешаться внезапным появлением второго ключа. Вы провели с читателем скоростной забег, и он должен принести плоды.
2. Решение должно быть достигнуто силой логики. Нет нужды заставлять конкретного персонажа вести сыщицкую работу от начала и до конца. В "Лунном камне" такого не было. Но одной головоломки, и даже изобретательного решения, недостаточно. Смысл дедуктивной истории - в процессе логического расследования, оно не может загоняться на задний план.
3. На стороне сыщиков должен быть симпатичный персонаж. Нуарный подход вдохновил немало писателей создавать книги, населённые одними диккенсовскими злодеями. Если сыщики столь отвратительны, что болеешь за злодеев, какой тогда смысл?
4. Разгадка должна соответствовать правилам мира. Помещайте свои загадки в любые гибридные миры, пусть выполняются такие законы, какие вам нравятся (лишь бы они не были противоречивы). Но разгадка не должна вытаскивать новых законов из ниоткуда. Не позволяйте вашим преступникам уходить из запертых комнат сквозь стены, если прежде вы утверждали, что лишь наличие говорящих животных отличает ваш мир от нашего.
5. После достижения разгадки должно оставаться ощущение, что всё работало на неё. Стандартная финальная сцена со сбором подозреваемых в одном месте не обязательна. Не требуется даже внятно очерченное преступление. Но всё повествование должно быть нацелено на финальное разоблачение, которое сразу связывает воедино все ранее встречавшиеся загадочные события и необъяснимые поступки героев.
Пять вещей в детективах, которые я почему-то обожаю
1. Способность вытянуть глупейшие или наглейшие решения. Запертая комната? Сделана при помощи ключа. Идеальное алиби? Свидетель солгал. Подобные объяснения - обычно худшее, что можно придумать. Но те же самые объяснения уверенный в себе автор может подать так, что вы разинете рот от удивления, будете совершенно убеждены, что всё в истории с неизбежностью вело именно к этим объяснениям и ни к чему больше.
2. Заслуженно уверенные в себе вызовы читателю. Как утончённо было это сделано у Карра в "Девяти неправильных ответах"! Просто дать читателю шанс раскрыть дело недостаточно. Почему бы не перечислить мысли, которые приходили читателю, и разбить их? Или описать в точности то решение, которое читатель нашёл и так им гордится - но устами неудачливого соперника главного сыщика?
3. Использование детективов, чтобы образовывать читателя в области детективов. Но это нужно делать естественно. Время для явных вставных лекций прошло. Но нам так нужны в наших детективах, скажем, ненавязчивые объяснения разницы между запертой комнатой и замкнутым кругом.
4. Детективные пародии, которые сильны как детективы. Пародию написать легко. Задача посерьёзнее - написать её так, что она сама по себе была (да, смешной) полноценной детективной историей с уликами, расследованием, полноценной разгадкой, чтобы полное незнание пародируемого источника ничуть не делало её менее увлекательной. Если ваша набитая пасхальными яйцами история - ничто без пасхальных яиц, разве это не просто нагромождение скорлупы?
5. Гибриды в известных читателю мирах. Немало миров, уже со своими законами, читатель уже представляет. Это может быть мир традиционных клише какого-то жанра, космология какой-нибудь культуры, даже весь сюжет и герои какой-нибудь общеизвестной книги. Нетрудно подобрать мир, законы которого читатель знает просто потому, что уже погружён в культуру. Почему бы не помещать истории в них, освобождая себя от мучительной задачи конструирования мира?
Пять вещей, которые для меня недозволительны в произведении, чтобы оно могло считаться детективом
1. Побеждающий преступник. Дедуктивная история содержит два триумфа разума: преступника, который смог совершить преступление, введя в заблуждение публику, и сыщика, который его разгадал. Если вы не включаете второе, позволяете дедукциям провалиться, вы не доставляете читателю половину из обещанного. Истина может оказаться недоказуемой в суде. Или, может, истина никогда не должна быть раскрыта ради благополучия участников событий. Но истина должна быть установлена и оставаться известной персонажу (-ам), достигшим её логическим путём.
2. Выбор одного решения из многих удобным признанием преступника или подобных приёмом. Загадка должна быть разрешена до состояние ровно одного решения. Не должно оставаться альтернативных полностью приемлемых объяснений событий, которые объявляются неверными просто росчерком авторского пера, без логического обоснования, чем же они непригодны.
3. Поступки персонажей, совершаемые только для удобства сюжета. После достижения разгадки, когда все скрытые мотивации выходят на поверхность, должно становиться ясно, что каждый поступок каждого персонажа соответствовал тому, как человек с подобным характером повёл бы себя в подобной ситуации.
4. Помещение действия в прошлое или в конкретную культуру без попытки достоверно эту эпоху или культуру воспроизводить. Откровенный, скажем, ориентализм стал, к счастью, встречаться в детективах реже. И всё же, нередко очевидно, что единственная причина, по которой действие помещено в межвоенную Европу, - в желании избежать камер безопасности и тестов ДНК. Писать про современность совсем не сложно и не пугающе, больше авторов должны начать делать это.
5. Продвижение произведения как не того рода книги, какой она является. Если история напирает (что внутри сюжета, что в рекламе) на то, что убийство произошло в запертой комнате, то если объяснение запертой комнаты не впечатляет, то вся история провалится, даже если в остальном это гениальное сюжетное построение. И если называешь свою историю "вдохновлённой Золотым Веком", не удивляйся, когда мы начнём её мерить по строгим квиновским стандартам Золотого Века.
Пять вещей в детективах, которые меня раздражают безо всякой причины
1. Когда А готовит детальный преступный план, а Б в него случайно вмешивается, убивает А и пользуется плодами его умысла. Особенно если А совершенно случайно выбирает Б в качестве сообщника и раскрывает ему все детали плана, даже не догадываясь, что Б его глубоко ненавидит и желает убить. Это ярчайший пример преступника, не пользующегося интеллектом, так что на деле оказывается, что сыщику не с кем сражаться и побеждать.
2. Беззаботные спойлеры на детективы, особенно свои. Иногда это неизбежно, скажем, когда ватсон твоих дальнейших историй был полноценным подозреваемым в первой. Но произвольного разоблачения всей интриги "Убийства в Восточном экспрессе" всегда можно избежать!
3. Чёрный юмор о преступниках, совершающих глупые ошибки и попадающихся. Да, это означает, что весь крофтсианский инвертированный жанр мне не заходит; я просто за другим открываю дедуктивные истории. Того рода сюжеты, где единственный подозреваемый явно подан как преступник, и задача состоит в разрушении его алиби, ещё годятся, но только те, где рассказ всё равно с точки зрения сыщика.
4. Переводы, сделанные без малейших представлений о жанре. Если собрался переводить историю знатока Золотого Века, тебе положено, по крайней мере, знать расшифровку аббревиатуры JDC.
5. Когда первая же идея, приходящая в голову после описания ситуации, и оказывается правильным решением. Попробуй описать загадку своего детектива, в общих чертах, читателю-неспециалисту. Если первая же его догадка оказывается в точности вашим решением, у вас с сюжетом проблемы.