“Да устыдятся все эти отравители, возглашаю я: неужто не могут они следовать старой доброй традиции перерезать глотку ножом?” © Томас Де Квинси. “Убийство как одно из изящных искусств” |
ЛЮСИ УОРСЛИ “ЧИСТО БРИТАНСКОЕ УБИЙСТВО” “A Very British Murder: The Story of a National Obsession”, 2014
Размышления вслух.
“Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее!” © Л. Кэрролл “Алиса в стране чудес”
Часть II “НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДЕТЕКТИВ”
Все (в основном) преступники и их жертвы были из простого люда и не часто вращались в высшем (приличном) обществе. Орудием преступления было различное оружие или даже обычные бытовые принадлежности. Большинство преступлений совершалось бедняками, доведенными до отчаяния нищетой и невзгодами, убийцами чаще всего становились молодые люди, прежде судимые за мелкие нарушения.
И тут на сцену выходит новый способ убийства — яд. Вспомните, сколько мы с вами читали таких сюжетов. И в частности мышьяк. Тем более, что этот яд был практически “бытовым” предметом. Французы, как всегда отжигают. Они его назвали poudre de succession — “порошок наследников”.Люси Уорсли Но громкие убийства начала XIX века развили тягу читателей к жутким криминальным сюжетам, и спрос на подобного рода литературу чем дальше, тем больше считался приемлемым и в более высоких кругах. В Викторианскую эпоху смакование насилия стало чем-то вроде законного времяпрепровождения буржуазии и проникло и в реальной жизни, и в романистике в самую сердцевину считавшейся безопасной гавани так называемого приличного дома.
Автор очень увлекательно рассказывает о различных, как бы их сейчас назвали, резонансных отравлениях. И самое главное, как на этих делах, совершенствовалась криминалистика — методом проб и ошибок. Причем, сколько раз, из-за не развитости метода (а также общепринятых догм — милые женщины только скромные хранительницы очага, ведь речь идет о высшем обществе) убийцы уходили от ответа.
Схватки между представителями обвинения и защиты, которые нанимали известных ученных завораживают. Перри Мейсон отдыхаетThe Times ...во многих случаях врачи просто не распознавали симптомов отравления; а в одной из ее заметок говорилось об ужасной особенности такого вида убийств, таящих в себе “предательство домашних”: злодей в этом случае прикрывался маской улыбающейся жены, друга или доктора.
Ну как авторы могли пройти мимо такого «подарка». Количество представительниц “женского батальона смерти” (женщины-убийцы) поражает. И довольно малая их часть, была осуждена. Слабость (непрофессиональность) полиции, первые робкие попытки становления криминалистики, как науки, логично привели к следующему шагу развития общества и, конечно же, это очередной шажок к детективной литературе — частный сыск.Люси Уорсли ...такой характер (отравления) убийства являлся отражением качеств, которые принято считать типичными викторианскими чертами: предусмотрительностью и дотошным планированием.
Своеобразным триггером стало чисто семейное убийство четырехлетнего Сэвила Кента в 1860 году в деревне Роуд (графство Уилтшир), которое зашло в тупик.
Очень познавательно было почитать об этом реальном деле, интервью Уорсли с Кейт Саммерскейл, автором “Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл”. Надо будет прочитать этот роман. В частности, Кейт Саммерскейл указывает и на то, как удар по самолюбию профессиональных полицейских 1860–1870-х годов отразился в произведениях литературы. До Второй мировой войны все великие вымышленные сыщики — Шерлок Холмс, лорд Питер Уимзи, Эркюль Пуаро, Альберт Кэмпион — были либо любителями, либо частными детективами, как мы с вами прекрасно знаем.Люси Уорсли Так как власти продемонстрировали полную свою беспомощность, местная община наняла и привлекла к расследованию знаменитого Джека Уичера, члена созданной восемнадцатью годами раньше особой команды из восьми детективов Скотленд-Ярда.
Когда в 1857 году был принят акт с поправками к закону о разводе и брачных делах, в котором дела о разводе стали прирогативой гражданского, а не церковного суда, (“брак объявлялся не только священным таинством, но и договором между двумя гражданами”) то частному сыску был дан “зеленый свет”. Частный сыск — частный детектив — произведения о них. Вот так изменения законов, вносящих, естественно, изменяя в догмы “уклада жизни”, вносили свой вклад в развитие жанра.
Люси Уорсли Вот так же, словно вторя реальным событиям, вломился в литературу новый увлекательный жанр — сенсационный роман. С развитием этого жанра подробностям убийства в Роуд-Хилл-Хаусе суждено было повторяться в сюжетах романов вновь и вновь.
Опять же, я не буду переписывать тут книгу. Но все это интересно. Автор словно препарирует многие известные произведения и связывает реальные исторические события. Супер познавательно! Творчество Мэри Элизабет Брэддон, Уилки Коллинза, Чарльза Дикенса, Конан Дойля и так далее! Вообще О Коллинзе много: о влиянии его пристрастия к морфию, об отношениях к женщинам (тот еще ловелас ) и опять же, реальных дел, на его творчество. А жизнь Мэри Брэддон (целая глава), сама может стать сюжетом для отличного произведения. Впрочем, частично и стала: Уорсли (опять же, применю слово «препарировала») роман “Тайна леди Одли” и нашла очень много подтверждающих этому фактов.
Конечно же, нашлось место на знаменитого “Джека-Потрошителя”. Перечислить все произведения, которые “спекулируют” на этой теме, думаю вообще нереально.
Очень подробно рассказывается связь между развитием криминалистики и творчестве Конан Дойля. Буквально приводятся цитаты и это видно воочию. Вот скажу честно, на многие такие фрагменты, я читая приключения ШХ просто не обращал внимание. Это как второе прочтение!
Знаменитый французский судебный медик Александр Лакассань, основавший в Лионе одну из первых лабораторий судебной медицины, советовал всем своим новобранцам обязательно читать рассказы о великом детективе. “Потрясающая техника исследования!” — таков был его вердикт.Люси Уорсли Следователь, работающий на месте преступления, теперь фигура обычная, но в 1887 году это было в новинку. В литературе об этом не упоминалось, и о теоретическом обосновании сбора волос, пыли и прочих, с виду обыденных и не имеющих отношения к следствию деталей тогдашний читатель и понятия не имел. Рассказы о Шерлоке Холмсе сыграли важную роль в популяризации судебно-медицинской экспертизы и превращении ее в отдельную профессию
Вот так. Реальное развитие судебной медицины влияло на литературу и наоборот. Более того и это факт: первый раз использования отпечатков пальцев как доказательство был использован в 1905 году, а описан был в рассказе о Шерлоке Холмсе в 1903 г.
Если подытожить, то я бы сказал так. Мы часто говорили о современном детективе. Почему он такой какой есть (или не такой). Почему ретро-детектив, все таки не совсем тот (зарождение и золотой век) детектив. И так далее. Да просто все. Они жили в то время. Они писали о том, что ТОГДА происходило. И это очень умело показывает в своем исследовании Уорсли.
Продолжение следует.