Новые научные открытия, появление на сцене электроники, мобильных телефонов, видеокамер, самых последних научных методов расследования, полностью изменили детективный жанр. Среди героев-сыщиков тех авторов, которые уверенно чувствуют себя в такой обстановке, оказываются учёные, крупные профессионалы из разряда помощников полицейских; сексизм привёл к появлению большого количества героев-женщин, как работающих в полиции, так и сверхлюбопытных любителей.
Кстати, у части авторов модны стали герои-алкоголики или люди, перенёсшие жизненные трагедии и травмы (особенно среди сыщиков-женщин). В их поведении снова стали проявляться антисоциальные тенденции.
Но не все могут с уверенностью описывать методы работы сегодняшней полиции. Такие писатели метнулись в область ретро-детективов, опять же, как с участием полицейских, так и сыщиков-любителей. Популярность поджанра взметнулась вверх в 1990-х, но он продолжил активно развиваться в нашем веке.
Второй способ миновать научные сложности оказался мистическим, когда любители (обычно женщины) обладают сверхспособностями или умеют контачить с мистическими существами. Чаще всего действия таких произведений происходят в небольших американских городах. Эти элементы оказываются либо совершенно не нужными для сюжета, либо серьёзно мешают детективной загадке.
В связи с этим хочется отметить активный отход от принципа реальности. Если после окончания Золотого века детектив был максимально приближен к реальному образу жизни в отличие от «городской сказки», то далеко не все, кто работает в области ретро-детектива или мистического детектива, склонны вводить в свои произведения социальные, бытовые или любые точные подробности наряду с загадкой. Это привело к упрощению литературного языка (часто вообще к отказу от литературной подачи сюжета) и к появлению книг, написанных упрощённо, легковесно, не творчески и даже небрежно. Чаще начали встречаться книги в преобладающем юмористическом ключе.
По всей вероятности, некоторые давно известные авторы, такие, как Саймон Бретт, Х.Р.Ф. Китинг, Вэл МакДермид и Мартин Эдвардс, почувствовали некоторое неудобство и отметили наступление нового века введением новых сквозных героев. В 2000 году появились Кэрол Седдон и Джуд Николс Бретта (роман The Body on the Beach), Хэрриет Мартенс Китинга (роман The Hard Detective – совсем далеко от инспектора Готея, верно?). В 2003 году в The Distant Echo у МакДермид появилась инспектор Кэрен Пири. Ещё через год Эдвардс начинает новую серию The Lake District Mysteries с инспектором Хэнной Скарлетт и историком Дэниелом Кайндом. Известная в РФ писательница Сьюзен Хилл, начинавшая с эмоциональных интровертных произведений вроде «Я в замке король», обратилась сперва к хоррору, затем и к детективу, тогда же представив главного инспектора Саймона Серрейлера (The Various Haunts of Men).
Обширное поле для деятельности представили серийные убийцы – книги заполняются за счёт роста преступлений, вводится элемент хоррора, саспенса, часто подразумевается опасность для самого следователя. Читателю часто представлен анти-герой с самого начала (анонимно или со всеми регалиями), но иногда приходится по старинке вычислять преступника.
С серийником большую роль играет антураж, тут всё даже просто, а как поступать другим авторам с уликами? Серийника можно подстеречь in flagrante, а что делать со следами, ведущими к «бытовому» преступнику? Что-то принципиально новое придумать сложно, так что участились использования классических находок и обыгрыш знаменитых тем Золотого века, в частности, «Десяти негритят» Кристи. У нас хорошо известны версии Люси Фоули (Фоли) «Охотничий дом» и Элис Фини «Тёмная Дейзи» с элементами мистики, а также роман Юкито Аяцудзи «Убийства в десятиугольном доме». Можно найти массу других референций – например, Том Мид почти точно процитировал знаменитую лекцию по запертой комнате Карра.
В пику жестокости современного мира развился поджанр «уютного» детектива, в рамках которого в свою очередь возникла мода делать сыщиков такими старыми, как золотовековцам и не снилось, появился ряд героев-бабушек за 70, которые собирают вокруг себя подружек и занимаются активным расследованием. Ещё один модный тренд – писать тематические книги, в которых расследование вращается вокруг таких тем, как еда, вязание, библиотеки, используются практически все виды хобби. В основе своей всем этим нововведениям сопутствует весьма слабая детективная линия.
Всё вышеизложенное приводит к тому, что литература, сейчас позиционируемая как детектив, означает лишь, что в книге произошло убийство; что с ним будет делать автор – вопрос открытый. Читатель не приглашается состязаться с сыщиком, т.н. «игра», требующая тщательной продуманности сюжета, зачастую отсутствует. Есть ли в РФ современные материалы по англоязычному детективу и тематические списки авторов на русском языке? Я пока такого не встречал. Соответственно попытка как-то каталогизировать современных авторов детективов кажется необходимой.
(продолжение следует)