Полицейский детектив.
Решил поделится своими соображениями по поводу горячо любимого мной поджанра.
Прежде всего важно определится, какие произведения относятся к полицейскому (процессуальному) детективу. В литературе, в том числе и литературе по теории жанра, зачастую неверно указывают авторов работавших/ работающих в этом поджанре. Например, я встречал в аннотациях к книгам Сименона - "полицейский роман".
Несомненно Мегрэ, комиссар полиции, но это не делает детектив полицейским. Не являются таковыми и полицейскими детективы Стимана, Несбю, львиная доля произведений скандинавских авторов, несмотря на то, что их главные герои состоят на довольствии полицейских управлений своих стран.
По определению полицейский (процессуальный) детектив/роман это поджанр детективного романа, объединяющий произведения в которых, описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, иногда большую роль играет наличие информаторов в преступной и околопреступной среде, преступник зачастую остается неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик).
Данную заметку хотелось бы рассматривать, как начало разговора об этом поджанре. Я ожидаю, что форумчане укажут мне на ошибки, возможно поделятся своими мыслями и источниками из литературной критики.
1. Об истоках поджанра.
Уважаемые форумчане несомненно назовут, указанных в литературных источниках Lawrence Treat с V as in Victim (1945) (именно его указывает Энтони Баучер, как автора первого процессуального романа) или Hillary Waugh с Last Seen Wearing (1952), а возможно и кого-то другого.
Но для меня все в поджанре началось с цикла «87-й полицейский участок» Эда Макбейна. С его первый романа "Ненавидящий полицейских"(Cop Hater) вышедшего в 1956 . С серия, где каждый роман, начинается с дисклеймера :"The city in these pages is imaginary. The people, the places are all fictitious. Only the police routine is based on established investigatory technique", и которая, заворожила американского избалованного читателя. На ура, продавались 54 тома серии. По моему, Макбейну, принадлежат лавры отца-основателя жанра. Это подобно тому как Дарвину принадлежит теория «Происхождения видов», несмотря на более раннюю работу Уоллеса.
За ним, по моему супруги Май Шёвалль и Пер Валё в 1965 начинают романом «Розанна» (Roseanna) серию, где расследованием ведет команда полицейских, во главе с Мартином Беком.
2. Кто заметен сегодня?
Прежде всего Стюарт Макбрайт ( Stuart MacBride) с сагой о полиции Абердина, Джон Харви (John Harvey) с циклом о полиции Ноттингема, с инспектором Чарли Резником, и... наверное, несмотря на мою личную неприязнь Хеннинг Манкель (Henning Mankell) с Воландером.
Интересно, что популярность таких произведений, разнится в разных странах, наверное, дело в национальной психологии,
Например во Франции, где очень популярен классический-игровой детектив, практически нет и не было мастеров процессуального романа. Они (французы) в своей литературной критике указывают Габорио с Лекоком, который как мы понимаем "из другой оперы". А вот, в России, где, по моему убеждению, классический детектив застрял в позапрошлом веке, процессуальный роман, ну скажем... На уровне. Юлианн Семенов еще в пятидесятых с "Петровкой 38", "Огарева 6" и так далее, сегодня братья Вайнеры, Маринина с Настей Каменской.
3.Может ли быть процессуальный полицейский роман одновременно классическим?
На мой взгляд категорически-нет. Если бы у бабушки были усы, то она была бы дедушкой.
Принципиальные отличия в
А. Мотивах всего происходящего. В классическом детективе это игра на стороне добра, в полицейском- война за справедливость.
Б. Отношении к случайности. В классическом детективе преступление не может быть разгадано случайно, это всегда результат работы "серых клеточек"сыщика, не бывает в классике и случайных преступлений и случайных жертв.
В полицейском романе нельзя раскрыть преступление только случайно, Но иногда помимо "серых клеточек" сыщику помогает проницательность, дотошность, добросовестность, а то и везение. Преступления могут быть случайными, впрочем, как и жертвы.
В. Процедуре.
В классическом детективе, ее просто нет. Она тут смешна и не нужна.
В полицейском романе обязательна, часто помогает решению главной задачи.
Г. Отношении к задержанию.
В классике задержание проводится быстро или отсутствует. Расследование всегда преобладает над задержанием. В полицейском романе задержание, часто не менее важно, а зачастую преобладает над расследованием.
Д. Социальности
Классический детективный роман, не занимается социальной оценкой происходящего. А полицейский часто претендует на отражение реальной жизни- роман "история нравов". Иногда в полицейских романах дается социальная оценка общества или времени.
И это только крупные отличия. Мелких море - от фигуры главных героев и места действия, и до литературной структуры.