HARD-BOILED
«Крутой детектив», «крутосваренный», «hard-boiled». У этого вида детектива есть много названий. Жанр зародился в 20-30 -е годы прошлого века, после принятия в 1919 году в Америке «сухого закона», что привело к огромному всплеску преступности. Спрос порождает предложение, и для каждого времени «рождаются» свои герои и антигерои, существуют свои понятия добра и зла.
«Маленькие серые клеточки» Эркюля Пуаро и других сыщиков в «белых воротничках» уже не могли противостоять автоматам Томпсона - нужен был новый герой. «Волк-одиночка» с крепкими кулаками и пистолетом в руках. Теперь в роли сыщиков выступили не скучающие и пресыщенные любители-интеллектуалы, а оперативники-профессионалы, для которых расследование преступлений - не хобби, не романтическое увлечение, а повседневная работа со своими трудностями и опасностями. Эти люди, понимая, с кем приходится иметь дело, всегда готовы применить против своих противников их же методы. В мире «hard-boiled» выживал тот, кто успевал первым нажать на курок.
Профессиональные преступники, наемные убийцы, заправилы кровавого бизнеса – вот с кем приходилось иметь дело сыщикам нового типа. Эта среда диктовала им свой темп и стиль работы. Поэтому в описании их характеров уже нет романтической идеализации и героизации типов, они показаны реальными людьми - энергичными, хитрыми, работающими не ради идеи, а по найму. Ради выполнения заказа клиента и подтверждения своей профессиональной пригодности они используют самые различные, далеко не безупречные с точки зрения морали приемы. Они интригуют, стравливают разные группы преступников, подталкивают тех к взаимному истреблению, проводя уже не столько расследования, сколько суд над преступниками. Классик детектива Раймонд Чандлер в своем эссе «Простое искусство – убивать» называет главного героя «крутого детектива» современным рыцарем. «На улицах современного города, где живет и процветает само зло, должен появиться человек, который будет с этим злом бороться и, в конце концов, победит. Его помыслы чисты, и он совершенно лишен чувства страха. Он – герой, бескорыстный борец за справедливость. Это - мужчина в полном смысле слова, обычный человек, которого при этом никак назвать заурядным. И он непременно должен быть – если употребить довольно-таки затасканное понятие – человеком чести».
Основой, «скелетом» таких произведений стали простой динамичный сюжет, физически развитый герой, секс и легкий юмор. В этом жанре не нужно было детально описывать характеры героев, заводить читателя в хитросплетения юридических знаний, не нужна была кропотливая работа по подбору фактов и способов доказательств виновности для суда. И расследование, а часто и суд вершил герой-одиночка. Этим «Дон-Кихотам» постоянно доставалось, их били, им угрожали, их преследовали и преступники, и полиция (попробуйте представить себе такое в классическом детективе), но они почти всегда выходили победителями.
Бывший оперативник сыскного агентства Дэшил Хэммет, не понаслышке знавший о методах борьбы с преступностью, стал родоначальником нового жанра детектива. В течение пяти лет (с 1929 по 1934) он написал пять романов, несколько повестей и новелл, в которых отразились реалии жизни: новые явления в преступном мире и в деятельности правоохранительных органов США.
Раймонд Чандлер установил высочайший уровень «крутого детектива». И хотя Чандлер написал не так уж много, его произведения навсегда вошли в классику мирового детектива. Приключениями Филиппа Марлоу зачитываются все новые и новые поколения почитателей детектива.
В любом литературном жанре есть мастера, и есть просто «подмазавшиеся». И книжный рынок был и будет переполнен такими подельщиками. Но обилие подражателей ни в коем случае не может дискредитировать сам «крутой детектив». И самое важное для нас - найти в этом интереснейшем жанре лучшее.
© Доктор Фелл.