|
Подумать только! — восклицал нью-йоркский еженедельник "Аутлук". – Индейцы вовсе не умирают с голоду… напротив — получают стабильный доход, да такой, что банкиры зеленеют от зависти. © Sherman Rogers "Red Men in Gas Buggies" Outlook, 22 августа 1923 г. |
или "Нефть. Деньги. Кровь. Первое расследование ФБР"
Скажу сразу. Произведение сложное, трудное, но интересное. Сюжет, присущий любому художественному роману, отсутствует как таковой. Собственно говоря, я вообще не понимаю, с какого перепуга этот томик квалифицировали как художественное произведение. Это
non-fiction. Это полноценное журналистское расследование проведенное журналиста Дэвидом Гранном. Это годы поисков в архивах ФБР, скрупулёзное чтение отчетов федеральных агентов, полицейских и частных детективов. Встречи с потомками участников трагедии индейского племени осейджи. Работа с очень многими исследовательскими трудами как прошлого, так и настоящего времени. 670 (!!) пояснений на, по большому счету, не очень большой (по современным меркам) роман. Десятки фотографий действующих лиц дополняют это исследование. Результатом этого расследования стал роман "Убийцы цветочной луны".
1870 годы. Колонизация Америки в самом разгаре. Вытеснение многочисленных индейских племен в резервации. Индейцам осейджи попалась каменистая, пустынная и почти безжизненная земля Оклахомы. Они влекут практически нищенское существование (как и многие другие индейские племена) и каждый день ведут борьбу за выживание. Но в договоре о передаче этой местности коренному населению была одна примечательная фраза: "Нефть, газ, уголь или другие полезные ископаемые, находящиеся в недрах этих земель… закрепляются в собственности племени осейдж". На время подписания соглашения это казалось простой курьезной оговоркой и не имела никакого практического значения.
Но пришло время, когда эта "курьезная оговорка" "выстрелила". Наступил XX век. 20-е годы. Бурное развитие промышленности. И, что самое главное, нахождение крупных залежей нефти на землях, недра которой принадлежали осейджи. Индейцы племени стали получать баснословные отчисления от сдачи в аренду "золотых недр". Деньги лились бесконечным, как запасы нефти, в карманы индейцев. В произведении приводиться много цитат из газет того времени: "краснокожие миллионеры" самое мягкое их эпитетов, которыми называли коренное население американского континента. А где есть деньги — есть место различным махинациям, подлогам, обману, коррупции и, конечно же, многочисленным убийствам. На какие только ухищрения не шли мошенники. Особенно распространены были смешанные браки. А самое главное, что индейцы считались не совсем дееспособными (по законодательству их права приравнивались к правам несовершеннолетних) и поэтому был узаконен "институт опекунства". Опекуном мог быть только белый (!!!) человек. Редкие исключения составляли полукровки. Не трудно себе представить какие "инструменты" давал этот закон в нечистоплотные руки.
Произведение состоит из трёх частей (хроник), не считая примечаний, ссылок на источники и фотодокументы.
1. Женщина под прицелом. 21 мая 1921 года пропала 34-летняя Анна Браун. Как позже становится ясно, это вторая странная смерть в семье старшей сестры Анны — Молли Беркхарт. Так начинается (а по некоторым данным продолжается) период в истории США, который в последствии назвали "эпохой террора осейджей". Впрочем я не совсем согласен с таким названием. По простой причине. Во время чтения не раз заглядывал на различные сайты и просматривал различные материалы по данному вопросу. Убивали не только индейцев, хотя среди жертв их было подавляющее большинство, но и многих, кто так и иначе был связан с нефтью. Жертв травили, душили, стреляли и даже взрывали прямо в домах.
Собственно первая часть — это история "эпохи террора" на примере нескольких семей одного поселения. Предательство, продажность властей, частные детективы, методы которых ничем не отличались от бандитов, подлоги, лжесвидетельство и т.д. и т.п.
2. Следователь. Все происходящее благодаря "четвёртой власти" становится известным все большему количеству людей. И хотя большинство, мягко говоря, было недружелюбно по отношению к краснокожим, ужас происходящего начинает влиять и на федеральные власти. В эти времена, хотя еще молодой, но уже довольно амбициозный Джон Эдгар Гувер, начинал создавать свою "империю" — ФБР. Дело о массовых убийствах становится одним из первых громких расследований новой структуры. В центре повествования оперативный агент Том Уайт. Становление бюро, отношения между службами шерифа, маршалами и федералами. Все эти подковерные игры. Схватки (даже переходящие в потасовки) между прокурорами и адвокатами. Лазейки в законах, грубый подкуп, угрозы и физическое устранение неугодных. Все идёт в ход в этой "игре". Причём, не забываем, что в этой части (впрочем во всем романе, речь идёт о реальных событиях и реально людях), хотя в известной мере, видимо есть и художественный вымысел, который допустим в
non-fiction.
Известный режиссер Мартин Скорсезе (вроде) уже работает над экранизацией романа. В главной роли ДиКаприо. Не знаю, но думаю что он сыграет именно Тома Уайта.
3. Репортёр. Наше время. Эта часть повествует о самом журналистском расследовании. Дэвид Гранн рассказывает о поездках на места событий, о встречах с потомками многих героев произведения, о поисках в различных архивах и библиотеках. И даже об открытии некоторых новых фактах (позволяющих по другому посмотреть на события), неизвестных в реальное время расследования. При этом третья часть не просто сухой отчёт о проделанной работе, а довольно эмоциональный рассказ об этом отрезке жизни автора.
Вердикт. Рекомендовать/не рекомендовать участникам и гостям форума не буду. Выбор за вами. Мне понравилось, хотя временами читалось трудновато. Вообще-то (по крайней мере я так думаю) понятие "понравилось/не понравилось" и жанр
non-fiction априори несовместимы.
Просто приведу "небольшой" список различных премий и наград:
Anthony Award for Best Critical/NonFiction Work (2018), Edgar Award for Best Fact Crime (2018), Andrew Carnegie Medal Nominee for Nonfiction (2018), National Book Award Finalist for Nonfiction (2017), Spur Award for Best Western Historical Nonfiction (2018), Goodreads Choice Award Nominee for History & Biography (2017), Brooklyn Public Library Literary Prize Nominee for Nonfiction (2017)