Убийство на Мойке«Он – ясновидящий и чудотворец», - говорили о нем одни и приводили многочисленные свидетельства. «Он – жулик, распутник и негодяй», - утверждали другие и ссылались на не меньшее количество фактов… У каждого было и есть свое мнение относительно этого неоднозначного человека. У кого-то оно базируется на слухах и фильмах, у других – на многочисленных документах и серьезных книгах. В этом очерке мы не будем пытаться разгадать тайну этого человека, не будем в очередной раз говорить о том, почему было принято решение уничтожить его (об этом написано уже немало серьезных трудов), мы просто расскажем о том, как его не стало. Мы расскажем о том, как закончилась жизнь Григория Распутина.
В тот вечер 16 декабря 1916 года в роскошном дворце князей Юсуповых на Мойке все было готово к приему гостя. Сводчатый подвал, где должны были принять гостя, был тщательно подготовлен. Повсюду были разложены ковры, расставлены дорогие вазы. Резные деревянные стулья манили на них присесть, а на шкафу возвышалось странное, работы XVI века, хрустальное распятие в серебряной филиграни. На столе было
разложено угощение – эклеры, которые один из заговорщиков, доктор Лазоверт, начинил ядом.
Другими заговорщиками были первые лица государства: сам хозяин дома князь Феликс Феликсович Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович Романов, видный политический деятель Владимир Митрофанович Пуришкевич и поручик Сухотин.
Уже за полночь прибыл гость, за которым ездил сам князь Юсупов. Остальные действующие лица разыгрывали на верхних этажах вечеринку – звучала веселая музыка, раздавалось пение. Князь Феликс заверил Распутина, что гости жены скоро разъедутся, и повел его в подготовленный подвал. Там была сделана последняя попытка договориться со Старцем – Феликс Феликсович, попытался уговорить его уехать из Петербурга. Отказ решил судьбу Распутина. Ему были предложены пирожные, а также бокал вина, которое тоже было щедро сдобрено ядом.
К ужасу хозяина дома гость пил один бокал за другим и чувствовал себя ничуть не хуже, чем до прибытия во дворец. Его пристальный взгляд как будто говорил: «Вот видишь, напрасны старанья, ничего-то ты мне не сделаешь».
Посидели еще, выпили, князь Феликс, по просьбе Распутина, спел пару романсов, потом под каким-то предлогом вышел и огорошил ожидавших наверху людей, сказав, что яд не действует. Было принято решение спуститься в подвал всем вместе и задушить Старца. Но князь Юсупов решил сделать все сам.
Вернувшись к Распутину, он застал последнего за разглядыванием распятия. Подойдя к нему и посоветовав помолиться, князь поднял руку с револьвером. Прозвучал выстрел, и Старец замертво рухнул к ногам стрелявшего. Удостоверившись, что пуля прошла в области сердца, заговорщики выключили свет и, выйдя из помещения, заперли тело в подвале.
Теперь великий князь Дмитрий Павлович, поручик Сухотин и доктор Лазоверт должны были на всякий случай инсценировать отъезд Распутина из дома в сторону Гороховой улицы. Вернуться в дом на Мойке заговорщики собирались в открытом автомобиле великого князя, чтобы потом в нем увезти труп Распутина на Петровский остров.
Но все обернулось иначе.
Снова спустившийся в подвал Юсупов, к своему ужасу, обнаружил, что Старец все еще жив. Открыв глаза, со страшным криком Распутин вскочил на ноги и схватил князя. Чудом вырвавшись, Феликс Феликсович бросился наверх. За ним на четвереньках по лестнице полз Распутин. Каким-то чудом добравшись до входной двери, Старцу удалось оказаться
на улице. Следом за ним на улицу выскочил Пуришкевич. Раздались выстрелы. На этот раз все было кончено.
Прибежавшего городового успокоили, сказав, что ничего страшного не произошло – просто подвыпивший гость решил пострелять в воздух.
В спешном порядке занялись телом. Распутина завернули в сукно и, погрузив в автомобиль великого князя, увезли на Петровский остров. Там с моста труп сбросили в реку.
Общественность встретила известие об убийстве Распутина с воодушевлением. Многие прямо указывали на причастность к содеянному великого князя Дмитрия Павловича и князя Феликса Феликсовича. Вечером в театре публика собиралась устроить великому князю овацию по поводу случившегося, но, по приказу императрицы, Дмитрий Павлович
был подвергнут домашнему аресту. Его участь разделил и князь Юсупов. Впоследствии Дмитрий Павлович был отправлен в Персию в действующую армию генерала Баратова, а князь Юсупов отбыл в ссылку в родовое поместье в Курской губернии. Это и спасло их во время ужасных событий 1917 года.
P.S. В данной статье лишь краткое, поверхностное описание тех давних событий. Со всеми подробностями, версиями, слухами и домыслами все желающие могут ознакомиться, прочитав замечательные книги: князь Феликс Юсупов «Мемуары» (изд. Захаров, М. 2001) и Эдвард Радзинский «Распутин» (изд. Вагриус, М. 2000).
(помимо вышеизложенных книг и авторов, выражаю благодарность за материал для написания этой статьи Иову О.В., Булавскому В.Н., Порхаеву С.А., Непомнящему Н.Н. Фото: exequy.wordpress.com, myspace.com, boks.lv, denrus.ru) Один из острововОдин из островов Санкт-Петербурга раньше носил такие названия, как Мистуласаари, Мишин и Михайлин. Этим островом в разные годы владели и любимец Петра I дипломат П.П. Шафиров, и П.Я. Ягужинский, и Г.А. Потемкин. Но нынешнее свое название он получил по фамилии одного из просвещеннейших людей своего времени, писателя-сатирика, члена Российской Академии Ивана Перфильевича Елагина. Этот человек обладал тонким художественным вкусом, славился своим гостеприимством и обладал огромными средствами, которые позволяли ему потакать всем своим слабостям.
Получив в свои владения остров, Елагин приложил огромные усилия к его благоустройству. При нем на острове был разбит парк с регулярными и пейзажными участками, прорыты каналы и пруды с затейливыми очертаниями берегов, выстроены мостики и беседки, гроты и павильоны.
У великосветского Петербурга остров пользовался неизменной популярностью.
В 1816 году Елагин остров был приобретен в казну и передан в пользование матери Александра I Марии Федоровне, чтобы она в летние месяцы могла быть вблизи своего сына, облюбовавшего для своей летней резиденции соседний Каменный остров. С этого времени начинается новая глава в истории Елагина острова.
К работе по благоустройству острова по высочайшему повелению привлекается известный паркостроитель Д. Буш и малоизвестный в Петербурге тех лет начинающий архитектор Карл Росси.
Совместными усилиями эти два выдающихся художника создали блестящий садово-парковый ансамбль с великолепным дворцом, хозяйственными постройками, каждая из которых предстала неожиданным архитектурным шедевром, садовыми павильонами.
Елагин остров стал первым градостроительным ансамблем, созданным Росси в Петербурге, первым в ряду гениальных замыслов, изменивших и навсегда определивших классический облик северной столицы.
(текст Синдаловский Н.А. "Легенды и мифы Санкт-Петербурга". фото: terastudio.com)