

Убийство на Мойке

В тот вечер 16 декабря 1916 года в роскошном дворце князей Юсуповых на Мойке все было готово к приему гостя. Сводчатый подвал, где должны были принять гостя, был тщательно подготовлен. Повсюду были разложены ковры, расставлены дорогие вазы. Резные деревянные стулья манили на них присесть, а на шкафу возвышалось странное, работы XVI века, хрустальное распятие в серебряной филиграни. На столе было

Другими заговорщиками были первые лица государства: сам хозяин дома князь Феликс Феликсович Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович Романов, видный политический деятель Владимир Митрофанович Пуришкевич и поручик Сухотин.
Уже за полночь прибыл гость, за которым ездил сам князь Юсупов. Остальные действующие лица разыгрывали на верхних этажах вечеринку – звучала веселая музыка, раздавалось пение. Князь Феликс заверил Распутина, что гости жены скоро разъедутся, и повел его в подготовленный подвал. Там была сделана последняя попытка договориться со Старцем – Феликс Феликсович, попытался уговорить его уехать из Петербурга. Отказ решил судьбу Распутина. Ему были предложены пирожные, а также бокал вина, которое тоже было щедро сдобрено ядом.
К ужасу хозяина дома гость пил один бокал за другим и чувствовал себя ничуть не хуже, чем до прибытия во дворец. Его пристальный взгляд как будто говорил: «Вот видишь, напрасны старанья, ничего-то ты мне не сделаешь».
Посидели еще, выпили, князь Феликс, по просьбе Распутина, спел пару романсов, потом под каким-то предлогом вышел и огорошил ожидавших наверху людей, сказав, что яд не действует. Было принято решение спуститься в подвал всем вместе и задушить Старца. Но князь Юсупов решил сделать все сам.
Вернувшись к Распутину, он застал последнего за разглядыванием распятия. Подойдя к нему и посоветовав помолиться, князь поднял руку с револьвером. Прозвучал выстрел, и Старец замертво рухнул к ногам стрелявшего. Удостоверившись, что пуля прошла в области сердца, заговорщики выключили свет и, выйдя из помещения, заперли тело в подвале.
Теперь великий князь Дмитрий Павлович, поручик Сухотин и доктор Лазоверт должны были на всякий случай инсценировать отъезд Распутина из дома в сторону Гороховой улицы. Вернуться в дом на Мойке заговорщики собирались в открытом автомобиле великого князя, чтобы потом в нем увезти труп Распутина на Петровский остров.
Но все обернулось иначе.
Снова спустившийся в подвал Юсупов, к своему ужасу, обнаружил, что Старец все еще жив. Открыв глаза, со страшным криком Распутин вскочил на ноги и схватил князя. Чудом вырвавшись, Феликс Феликсович бросился наверх. За ним на четвереньках по лестнице полз Распутин. Каким-то чудом добравшись до входной двери, Старцу удалось оказаться

Прибежавшего городового успокоили, сказав, что ничего страшного не произошло – просто подвыпивший гость решил пострелять в воздух.
В спешном порядке занялись телом. Распутина завернули в сукно и, погрузив в автомобиль великого князя, увезли на Петровский остров. Там с моста труп сбросили в реку.
Общественность встретила известие об убийстве Распутина с воодушевлением. Многие прямо указывали на причастность к содеянному великого князя Дмитрия Павловича и князя Феликса Феликсовича. Вечером в театре публика собиралась устроить великому князю овацию по поводу случившегося, но, по приказу императрицы, Дмитрий Павлович

P.S. В данной статье лишь краткое, поверхностное описание тех давних событий. Со всеми подробностями, версиями, слухами и домыслами все желающие могут ознакомиться, прочитав замечательные книги: князь Феликс Юсупов «Мемуары» (изд. Захаров, М. 2001) и Эдвард Радзинский «Распутин» (изд. Вагриус, М. 2000).
(помимо вышеизложенных книг и авторов, выражаю благодарность за материал для написания этой статьи Иову О.В., Булавскому В.Н., Порхаеву С.А., Непомнящему Н.Н. Фото: exequy.wordpress.com, myspace.com, boks.lv, denrus.ru)
Один из островов

Получив в свои владения остров, Елагин приложил огромные усилия к его благоустройству. При нем на острове был разбит парк с регулярными и пейзажными участками, прорыты каналы и пруды с затейливыми очертаниями берегов, выстроены мостики и беседки, гроты и павильоны.
У великосветского Петербурга остров пользовался неизменной популярностью.
В 1816 году Елагин остров был приобретен в казну и передан в пользование матери Александра I Марии Федоровне, чтобы она в летние месяцы могла быть вблизи своего сына, облюбовавшего для своей летней резиденции соседний Каменный остров. С этого времени начинается новая глава в истории Елагина острова.
К работе по благоустройству острова по высочайшему повелению привлекается известный паркостроитель Д. Буш и малоизвестный в Петербурге тех лет начинающий архитектор Карл Росси.
Совместными усилиями эти два выдающихся художника создали блестящий садово-парковый ансамбль с великолепным дворцом, хозяйственными постройками, каждая из которых предстала неожиданным архитектурным шедевром, садовыми павильонами.
Елагин остров стал первым градостроительным ансамблем, созданным Росси в Петербурге, первым в ряду гениальных замыслов, изменивших и навсегда определивших классический облик северной столицы.
(текст Синдаловский Н.А. "Легенды и мифы Санкт-Петербурга". фото: terastudio.com)