Мои маленькие серые клеточки
Добро пожаловать на форум «Клуб любителей детективов» . Нажмите тут для регистрации

  • Объявления администрации форума, интересные ссылки и другая важная информация
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЕТЕКТИВОВ РЕКОМЕНДУЕТ:
КЛАССИКИ ☞ БАУЧЕР Э.✰БЕРКЛИ Э. ✰БРАНД К. ✰БРЮС Л. ✰БУАЛО-НАРСЕЖАК ✰ВУЛРИЧ К.✰КАРР Д.Д. ✰КВИН Э. ✰КРИСТИ А. ✰НОКС Р.
СОВРЕМЕННИКИ ☞ АЛЬТЕР П.✰БЮССИ М.✰ВЕРДОН Д.✰ДИВЕР Д.✰КОННЕЛЛИ М.✰НЕСБЁ Ю.✰ПАВЕЗИ А.✰РОУЛИНГ Д.✰СИМАДА С.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ КОНКРЕТНОГО АВТОРА В АЛФАВИТНОМ СПИСКЕ, ПИШЕМ В ТЕМУ: "РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА"

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


  “ДЕТЕКТИВ — ЭТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЖАНР, ОСНОВАННЫЙ НА ФАНТАСТИЧНОМ ДОПУЩЕНИИ ТОГО, ЧТО В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОЕ НЕ ДОНОСЫ ПРЕДАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРОМАХИ ПРЕСТУПНИКА, А СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ” ©. Х.Л. Борхес

Писатели о коллегах по цеху.

Писатели о коллегах по цеху.

СообщениеАвтор Доктор Фелл » 04 сен 2013, 19:02

В этой теме мы будем публиковать переведенные статьи различных писателей о своих коллегах по цеху.
Итак. Писатели о писателях детективного жанра.
‘И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире’. © Эллери Квин.
Аватар пользователя
Доктор Фелл
Хранитель Форума
 
Автор темы
Сообщений: 9320
Настроение: СпокойныйСпокойный
Стаж: 186 месяцев и 15 дней
Карма: + 104 -
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 943 раз.
Поблагодарили: 1940 раз.

Re: Писатели о коллегах по цеху.

СообщениеАвтор Виктор » 04 сен 2013, 19:48

В журнале "EQMM" (июнь, 2005 г.) была опубликована обзорная статья Эдварда Хоча о романах Эллери Квина.
О произведениях Э. Квина написано уже немало, однако здесь интересен взгляд другого – и к тому же относительно современного – писателя на творчество знаменитого литературного дуэта, скрывавшегося под псевдонимом «Эллери Квин».

Эдвард Хоч
Романы Эллери Квина
(The Novels of Ellery Queen by Edward D. Hoch)


____Энтони Бучер1 однажды написал, что Эллери Квин – это синоним Американского детектива. И, несомненно, никакой другой американский писатель не был столь активен на протяжении такого долгого периода и не охватывал такое количество различных криминальных аспектов в своих произведениях. С 1929 по 1982 годы это имя находилось в авангарде детективной литературы, редактирования и теоретических изысканий в этой сфере. Квин не только создал одни из лучших детективных романов так называемого «Золотого Века» (примерно с 1920 по 1940 годы), но продолжал публиковать значительные – ставшие тоже классическими – романы и в последующие десятилетия.
____Первым плодом совместного творчества Фредерика Даннэя и Манфреда Ли под псевдонимом Эллери Квин стал роман «Тайна римской шляпы»2, опубликованный 15 августа 1929 года. Это был очень успешный дебют, погрузивший читателей в гламурный мир бродвейских театров, в одном из которых происходит загадочное убийство. Дело расследует инспектор Ричард Квин, к которому присоединяется его сын Эллери. Фактически, первые слова, которые срываются с губ Эллери: «Ты в самом деле вытащил меня сюда из настоящего книжного рая» рисуют его натуру с такой же точностью, с какой пять лет спустя Рекс Стаут охарактеризует своего героя Ниро Вульфа брошенной тем фразой: «Где же пиво?».
____Расследование перемещается из театра в спальню жертвы, где обнаруживается тайник, заполненный цилиндрами. За семьдесят пять страниц до конца романа Квин останавливает действие первым из своих известных «вызовов читателю». Представлены все ключи, и Эллери знает, кто убийца. А читатель знает? Затем действие возобновляется, и авторы переходят к описанию разоблачения и ареста убийцы. В последней главе приводится письмо отца к Эллери, в котором инспектор Квин вкратце описывает те ключи, которые помогли им прийти к неожиданному решению.
____Сегодня мало кто из критиков включил бы «Тайну римской шляпы» в десятку лучших романов Квина, но это только потому, что роман оказался в тени гораздо более интересных произведений, выходивших в последующие десятилетия. Тем не менее, этот успех остаётся поразительным достижением для дебютного романа, который стал образцом для девяти последующих книг Квина. Все они будут иметь аналогичные названия с использованием национального признака, имени нарицательного3 и слова «Тайна». Большинство будет содержать «вызов читателю» и сложное решение, приводящее к убийце, которым окажется наименее подозрительный персонаж.
____Второй роман Квина «Тайна французского порошка» был опубликован через год после первого. Он содержал многие из тех элементов, что были в первом романе: необычная обстановка (на этот раз – универсальный магазин), большое количество персонажей, достаточно сложные, но логичные выводы, и, соответственно, «вызов читателю». Но на этот раз авторы добавили кое-что ещё. Решение загадки составлено столь искусно, что имя убийцы буквально до последних слов романа остаётся неизвестным. Это был такой уровень мастерства, что превзойти его мог только сам Квин в одной из своих следующих книг (название её мы здесь не приводим), в которой имя убийцы появляется лишь в первых и последних строчках романа и ни разу не упоминается во всём остальном тексте.
____Роман «Тайна голландской туфли» об убийстве в Голландском Мемориальном4 Госпитале был опубликован в 1931 году. Его сюжет почти так же хорош, как и в первых двух романах, но самые лучшие истории были ещё впереди. В 1932 году авторы опубликовали сразу четыре своих шедевра.
____Для первого из них они решили использовать свой второй псевдоним и обратиться к другому издателю. Теперь роман был подписан «Барнаби Росс» и рассказывал о приключениях Друри Лейна, бывшего актёра, вынужденного оставить свою театральную карьеру из-за глухоты. Первый роман о Лейне «Трагедия X» является на сегодняшний день, пожалуй, лучшей книгой Даннэя и Ли. Фрэнсис М. Невинс-младший5 в своей книге «Королевская родословная: Эллери Квин, автор и детектив» назвал роман поразительно сложным, потрясающе изобретательным и безупречно честным по отношению к читателю. По существу, это был первый по-настоящему классический детектив, вышедших из-под пера Даннэя и Ли.
____Не прошло и трёх месяцев, как на свет появился роман такой же сложности – «Тайна греческого гроба» за подписью «Квин». В запутанном сюжете главное место отводится детективному расследованию, результаты которого способны удивить даже самого проницательного читателя произведений Квина. В «Тайне греческого гроба» Квин впервые даёт несколько возможных решений загадки. Фактически, в ходе повествования приводится четыре решения, из которых лишь одно – самое удивительное – расставляет все точки над «i».
____Третья книга 1932 года – это новое приключение Друри Лейна, и снова за подписью «Барнаби Росс». «Трагедия Y» - самый популярный роман Квина среди японских читателей; но американские критики спорят о том, который из двух – «X» или «Y» - лучше. Ну, а наименее подозреваемый персонаж, которого с тех пор стали использовать и другие писатели, впервые появился именно в этом детективном романе.
____1932 год закончился публикацией «Тайны египетского креста», пятым делом Эллери, снова завершившемся блестящим и неожиданным решением.
____В 1933 году был опубликован новый роман о Друри Лейне. И хотя «Трагедия Z» не достигла качественного уровня первых двух книг, но загадка в ней была по-прежнему очень любопытна. В роли рассказчика здесь выступает Пейшенс Тамм, дочь инспектора полиции, и хотя повествование получилось не очень ровное, но у авторов появилась возможность ввести в свои произведения нового серийного персонажа. В этом романе Друри Лейн, основываясь на имеющихся уликах, действует методом исключения и однозначно определяет подозреваемого. Это была остроумная методика, которую авторы использовали и в дальнейшем. Другой сюжетный элемент – таинственные послания, доставленные жертвам до их убийства, как намёк на месть из прошлого – будет использован Квином восемнадцать лет спустя в романе «Происхождение зла».
____В 1933 году новым делом Квина стала «Тайна американского пистолета», в котором убийство происходит во время родео на огромной спортивной арене. Сюжетное решение строилось на остроумном приёме, который авторы уже использовали раньше, и который был связан с наименее подозреваемым персонажем. К этому времени Даннэю и Ли стало ясно, что книги, подписанные «Эллери Квин» продавались лучше, чем за подписью «Росс», и роман «Последнее дело Друри Лейна» завершил эту серию, к немалому разочарованию как критиков, так и некоторых читателей.
____Следующий роман Квина – «Тайна сиамских близнецов» - был, в некотором роде, отклонением от традиции. Здесь было меньше персонажей – всего несколько человек, оказавшихся с Эллери и его отцом на вершине горы. Решение загадки не сопровождалось привычным «вызовом читателю» и казалось намного более простым, чем в предыдущих романах.
____Роман «Тайна китайского апельсина», выпущенный в 1934 году, до сих пор вспоминается многими читателями из-за необычного места преступления. В этом же году увидели свет «Приключения Эллери Квина» - сборник выдающихся рассказов, которые печатались в различных журналах. Лучший из них – и чаще всего переиздаваемый – это «Безумное чаепитие». Последней книгой раннего периода творчества Даннэя и Ли стала «Тайна испанского мыса», изданная в 1935 году. Роман начинается с похищения и обнаружения затем на уединённом пляже обнажённого трупа. И в очередной раз решение загадки становится сюрпризом для читателей.
____Следующие пять романов в библиографии Квина создавались под влиянием популярных иллюстрированных журналов, в которых некоторые из этих романов печатались с продолжениями. Эти произведения характеризует отход от сложных сюжетов и чистой дедукции раннего Квина. Некоторые критики считают, что эти пять романов – наиболее слабые из всего раннего периода, но это слишком поспешное заявление. «Дом на полпути», опубликованный в 1936 году, действительно, переходный роман, но в нём ещё сохраняются лучшие дедуктивные черты, свойственные предшествующим произведениям. И роман «Дверь в мансарду» 1937 года – загадка «запертой комнаты» с потрясающим двойным решением. Голливудская обстановка следующих двух романов – «Грозящая беда» и «Сердца четырёх» - кажется не совсем подходящей средой для Эллери, а в «Зубах дракона» он большую часть действия вообще отсутствует, уступив место обаятельному мошеннику.
____Вершиной этого второго периода, несомненно, стало издание в 1940 году сборника рассказов «Новые приключения Эллери Квина». Особенно примечательной была повесть «Светильник Божий», в которой бесследно исчезает целый дом. Сборник также включает четыре рассказа на тему спорта, в частности, «Разум превыше материи» о боксе.
____Следующий роман Квина «Несчастливый город» появился в 1942 году. Он стоил долгого ожидания, и, по единодушному мнению критиков, является одним из двух лучших романов Эллери Квина, когда-либо написанных им. В этой книге Эллери покидает многолюдные Манхэттен и Голливуд ради более спокойного Райтсвилла, маленького городка в Новой Англии6, в котором в последующие годы, конечно же, «выросло» количество убийств. Персонажи в «Несчастливом городе» более выпуклые и убедительные, слог более отточен, а сам роман отличает глубина, которой лишены многие детективные произведения. Эллери, ищущий тишины и спокойствия, оказывается втянутым в тайну, связанную с убийством на новогодней вечеринке. Все главные события книги происходят в праздники, а к трагическому решению загадки Эллери приходит к Дню Матери7.
____Роман «Жила-была старуха», опубликованный в следующем году, ознаменовал недолгое возвращение к прежнему стилю Квина, напоминающему о «Безумном чаепитии». Интересная идея, эксцентричные персонажи и двойное решение вполне удовлетворительны, но всё же эту книгу нельзя отнести к безусловным удачам авторов.
____В 1945 году Эллери возвращается в Райтсвилл в романе «Убийца - лис», недооценённом произведении, которое достойно того, чтобы быть рекомендованным к прочтению. Здесь Эллери снова блестяще решает загадку, предлагая сначала фальшивое решение, а затем – истинное.
____В 1948 году вышел роман «Чудо десяти дней» - один из самых значительных романов Квина, который и через тридцать лет после публикации привлекает к себе внимание критиков и кинематографистов. В этом произведении, как никогда раньше в книгах Квина, сильны религиозные мотивы. И снова Эллери оказывается в Райтсвилле, вовлечённый в события вместе с Дидрихом Ван Хорном, его молодой женой и их приёмным сыном. Хотя действующих лиц здесь совсем мало, книга полна сюрпризов, а загадка имеет двойное решение. Это, поистине, грандиозная драма, которая нисколько не устаревает с течением времени. Не будет излишней смелостью предположить, что будущие поколения станут рассматривать этот роман, как одно из высших достижений Квина.
____Роман «Кот со многими хвостами», опубликованный в следующем году, стал прямым продолжением «Чуда десяти дней». На этот раз Эллери должен раскрыть личность преступника, убивающего людей на улицах Нью-Йорка. Это самый длинный из послевоенных романов Квина и наиболее насыщенный событиями. Описание Нью-Йорка¸ находящегося на грани паники, просто великолепно, а интрига, связанная с охотой за убийцей, скрывающимся под прозвищем «Кот», не ослабевает на протяжении всей книги. Критики сходятся во мнении, что «Кот со многими хвостами» и «Несчастливый город» - лучшие романы в творчестве Квина.
____После этого достижения Эллери возвращается к Райтсвиллским историям в романе «Две возможности», изданном в 1950 году. Здесь серия убийств связана с детским стишком. Финальное решение, которое следует за первым ложным, вполне удовлетворительное, хотя вариант его использовался в одном из более ранних романов. Эта книга уступает первым трём романам Райтсвиллского цикла, но стиль её, тем не менее, определённо «квиновский».
____В 1951 году выходит роман «Происхождение зла», в котором повторились некоторые элементы из предыдущих книг. Убийствам снова предшествуют загадочные послания, а мотив скрывается в прошлом. В этом романе Эллери возвращается в Голливуд, и события разворачиваются для него более успешно, чем в предыдущих историях.
____Первая из двух книг Квина, изданных в 1952 году, - это ещё один сборник рассказов «Календарь преступлений», в котором каждая история вращается вокруг события, связанного с одним из месяцев года. Все рассказы были написаны на основе сценариев, которые Даннэй и Ли писали для радиопостановок, а два из них – «Май: Горн Геттисберга» (May: The Gettysburg Bugle) и «Декабрь: Кукла дофина» (December: The Dauphin's Doll) числятся среди лучших рассказов Квина. Вторая книга 1952 года – роман «Король умер», в котором наличествует загадка «запертой комнаты» на острове, принадлежащем оружейному магнату. Квин пытался создать политический триллер, но сюжет оказался слишком неправдоподобным.
____ «Алые буквы» - роман, построенный на своеобразной литературной игре, касающейся двадцати шести мест в Нью-Йорке, связанных, в свою очередь, с буквами английского алфавита, - вышел в свет в 1953 году. Правда, убийство и его разгадка, приведённые в финале книги, годятся, скорее, для небольшого рассказа, чем для полноценного романа. Но книга, тем не менее, довольно увлекательная, и, к тому же, мы находим в ней великолепно выписанный образ Никки Портер, секретарши Эллери.
____В 1954 году из-под пера Квина выходит нечто совершенно иное: роман, в котором отражены реалии Америки 1950-х годов, в частности, опасные черты маккартизма8, и который, тем не менее, оказался первоклассным детективом. Роман «Застеклённая деревня» стал первым произведением Квина, в котором отсутствовали Эллери и другие серийные персонажи. Даннэй и Ли надеялись привлечь к своему творчеству больше внимания, вырвавшись из замкнутого круга историй об Эллери Квине, но, по правде говоря, сыщиком в романе вполне мог быть Эллери, и действие могло происходить в старом добром Райтсвилле. Кстати, роман и был экранизирован в телевизионном сериале «Эллери Квин» именно с этим персонажем в качестве детектива.
____В 1955 году увидел свет ещё один сборник рассказов «Бюро расследований Квина», включающий «Снежок в июле» (Snowball in July) и другие отличные истории. В романе «Пропавшая улика», опубликованном в следующем году, Эллери снова отсутствует, в то время как расследование убийства ведёт его отец, к тому времени вышедший в отставку. В книге вообще много говорится о возрасте, что как бы намекает на близкий конец всего цикла. И действительно, роман 1958 года «Последний удар» имел все признаки того, что он был завершающим, начиная от «говорящего» названия и заканчивая замысловатым убийством на званой вечеринке, совершённом в 1929 году, но не раскрытым ко времени действия романа. Снова есть и странные послания, и неожиданный сюжетный поворот примерно в середине книги.
____В 1961 году появилась первая из двадцати восьми книг в мягкой обложке, подписанных «Эллери Квин», но без одноимённого персонажа, и созданных другими писателями под контролем Манфреда Ли. Лишь в 1963 году в романе «Игрок на другой стороне» (автор Теодор Старджон) по сюжету Фреда Даннэя вновь появился Эллери.
____Следующий год ознаменовался выходом книги «И на восьмой день» - последним поистине новаторским романом Квина и, кстати, самым любимым романом Фреда Даннэя. Действие происходит во время Страстной недели в 1944 году, когда Эллери сбивается с пути, пересекая на автомобиле пустыню, и натыкается на маленькую религиозную общину, живущую по простым обычаям. Именно в этой общине происходит убийство, которое Эллери блестяще расследует.
____В начале 1965 года появляется «Квин в ударе» - сборник, включающий повести о Райтсвилле: «Смерть Дон Жуана» (The Death of Don Juan) и «Дело против Кэрролл» (The Case Against Carroll). В следующем году выходит роман о Квине «Четвёртая сторона треугольника» (автор Аврам Дэвидон), предлагающий вниманию читателей несколько ложных решений, а в 1967 году – роман «Лицом к лицу», в котором ярко проявились черты ранних произведений Квина.
____В 1968 году увидел свет сборник рассказов «Расследует Эллери Квин». Один из рассказов – «Улика Авраама Линкольна» (Abraham Lincoln's Clue) – особенно ценился Даннэем и Ли. Роман того же года «Дом Брасса» (автор Аврам Дэвидсон) представляет в качестве главных действующих лиц отца Эллери и его новую жену, а сам знаменитый сыщик появляется лишь ближе к концу повествования. В романе 1969 года «Я больше не коп» Эллери и его отец не присутствуют вовсе, а сюжет об ограблении банка вообще не связан ни с каким детективным расследованием. Отец и сын вновь возвращаются на сцену лишь в романе «Последняя женщина в его жизни».
____ «Приятное и уединённое место» - последний роман о Квине, вышедший в 1971 году незадолго до смерти Манфреда Ли, - стал достойным завершением всего цикла об Эллери. Фред Даннэй подготовил подробный план следующего романа «Трагедия ошибок» (The Tragedy of Errors), но завершить его без Ли уже не смог. Роман был опубликован вместе с некоторыми отдельными рассказами только в 1999 году.
____Романы Эллери Квина – и особенно сам персонаж сыщика, - отразили эволюцию американского детектива с 1929 по 1971 годы. А журнал «Ellery Queen's Mystery Magazine» под редакцией Фреда Даннэя способствовал развитию детективного рассказа и сделал больше, чем какое-либо другое издание, чтобы довести его в благополучии и здравии до наших дней.

КОММЕНТАРИИ:1. Энтони Бучер (англ. Anthony Boucher) - псевдоним Уильяма Энтони Паркера Уайта (21 августа 1911 г. - 29 апреля 1968 г.), американского редактора научной фантастики, а также автора детективных романов и коротких рассказов. Особенно известен именно как редактор и рецензент.

2. Кроме этого романа, названия остальных даны в редакции нашего форума (см. Библиографию Эллери Квина).

3. Имя нарицательное (лингв.) - имя существительное, обозначающее название (общее имя) целого класса предметов и явлений, обладающих определённым общим набором признаков (напр., гора, дерево, шляпа и т. п.).

4. Так называемая Мемориальная система здравоохранения была основана в Голливуде в 1953 году. Сеть лечебных учреждений в США, работающих по этой системе, отличается исключительно высоким уровнем обслуживания пациентов.

5. Фрэнсис М. Невинс-младший (англ. Francis M. Nevins, Jr.) – американский писатель и редактор.

6. Новая Англия (англ. New England) - регион на северо-востоке США, включающий в себя штаты Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Хэмпшир, Род-Айленд и Вермонт; граничит с Атлантическим океаном, Канадой и штатом Нью-Йорк.

7. День Матери - международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В разных странах этот день приходится на разные даты. В США День Матери отмечают во второе воскресенье мая.

8. Маккартизм (англ. McCarthyism - по фамилии сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти) - движение в общественной жизни США, имевшее место между концом 1940-х и концом 1950-х годов и сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против инакомыслящих.


перевод Виктор.

© Данные материалы разрешается использовать с обязательным указанием авторства и ссылки на первоисточник (форум «Клуб любителей детектива»).
"Если у вас пропал джем, а у кого-то выпачканы губы,
это ещё не доказательство вины".

Эдмунд К. Бентли

За это сообщение автора Виктор поблагодарили: 11
afanasev (12 сен 2013, 08:33) • dreugene (05 сен 2013, 21:28) • Faramant (05 сен 2013, 13:29) • igorei (04 сен 2013, 22:47) • Mrs. Melville (04 сен 2013, 21:55) • Ser (05 сен 2013, 09:40) • Stark (04 апр 2014, 15:25) • Полковник МАРЧ (04 сен 2013, 20:02) • Доктор Фелл (04 сен 2013, 20:07) • Шурик (08 авг 2021, 21:50) и ещё один
Рейтинг: 68.75%
 
Виктор
Куратор темы
Куратор темы
 
Сообщений: 3406
Стаж: 140 месяцев и 5 дней
Карма: + 108 -
Откуда: г. Великий Новгород
Благодарил (а): 2511 раз.
Поблагодарили: 2817 раз.

Re: Писатели о коллегах по цеху.

СообщениеАвтор Виктор » 30 апр 2015, 16:21

Предлагаю вашему вниманию заметку о писателе Октавусе Рое Коэне (Octavus Roy Cohen), которую Джон Л. Брин опубликовал в ноябре 2004 года на интернет-ресурсе http://www.mysteryfile.com

Джон Брин
(Jon Breen)

Октавус Рой Коэн
(A Note On Octavus Roy Cohen)


Во время очередной попытки освободить место на моих книжных полках я уверенно взялся за Октавуса Роя Коэна (1891-1959 гг.). Помню, как я зачитывался некоторыми из его рассказов в журнальных публикациях, но, по правде сказать, репутация этого автора в мире литературы была, мягко говоря, слегка «подмоченной».

Октавус Рой Коэн запомнился серийными произведениями о бывшем детективе Флориане Слэппи (Florian Slappey). Но из-за довольно карикатурного изображения этого чернокожего персонажа и использования, скажем так, специфического негритянского юмора эти истории вряд ли будут переизданы в ближайшие годы.

Радиосериал «The Townsend Murder Mystery» по сценарию Коэна – необычный, но, в общем-то, не очень удачный эксперимент – транслировался в 1933 году по радиоканалу NBC на всю территорию США. В том же (1933) году текст сериала был издан в виде книги. Однако то, что более-менее нормально звучало в эфире, в печатном виде выглядит несколько хуже. Причина введения в действие двух комически изображённых чернокожих персонажей, в каждой серии изъяснявшихся на нарочито преувеличенном негритянском жаргоне, в целом понятна – Коэн прославился своими ранними «негритянскими рассказами», и в те годы такая речь звучала довольно свежо, - но современному читателю это даёт некомфортные ощущения.

Чтобы проверить своё нынешнее впечатление от Коэна, я прочитал три романа о первом его серийном сыщике Дэвиде Кэрролле (невысоком, энергичном и, в общем-то, ничем не примечательном) и два – о его более известном Джиме Ганвее (полном, ленивом и дружелюбном). Несмотря на определённые различия, эти два сыщика имеют много общего: у обоих такая высокая репутация частных детективов, что полицейские с лёгкостью передают им свои дела, нисколько не сомневаясь в их компетентности; в обоих случаях Коэн делает акцент на человечности своих героев, подчёркивая их дружелюбную манеру в отношениях со свидетелями и подозреваемыми; и оба сыщика (подобно многим их «литературным коллегам» того времени) загадочно умалчивают о своих выводах до самого конца истории.

Заинтригованный информацией из раздела «A Guide to Classic Mystery and Detection» на замечательном сайте Майка Гроста (Mike Grost), я начал с романа «Six Seconds of Darkness» (роман был написан в 1918 году, но отдельной книгой выпущен только в 1921 году) о первом деле Кэрролла, хотя в серии эта книга – третья по счёту. Как только весть об убийстве общественного деятеля Эдварда Гамильтона доходит до отделения полиции в некоем неназванном городе, то сразу несколько человек спешат сознаться в этом преступлении: Юнис Дюваль, воспитанница жертвы; Фредерик Бэджер, престарелый кляузник; и Винсент Хэррелсон, художник и жених Юнис. Комиссар полиции Холл сразу же привлёкает к делу Кэрролла, по-мальчишески жизнерадостного 38-летнего сыщика, которого многие полицейские недолюбливают из-за проводимого им расследования случаев коррупции в правоохранительных органах. Комиссар поручает это дело Кэрроллу, несмотря на то, что у шефа детективного отдела полиции Барретта Роллинса есть собственный подозреваемый – взломщик Ред Хартиган, который признался, что был на месте преступления, но категорически отрицает, что это он убил Гамильтона.

Вопросы «кто стрелял?», «когда?», «из чего?», «в кого?» в течение тех шести секунд, когда кто-то выключил свет, держат в напряжении не только сыщиков, но и читателей. Для писателя, слывущего юмористом, Коэн здесь даёт удивительно мало поводов для смеха. Заметим, что современница Коэна, другая писательница-юмористка Кэролайн Уэллс (Carolyn Wells), которая одновременно была плодовитым автором детективов, предупреждала, что юмор и раскрытие преступлений – две вещи несовместные. Однако в отношениях Кэрролла и Роллинса присутствуют некоторые забавные моменты, отчасти предвосхищающие пикировки Фило Ванса с сержантом Хэсом, если бы только они не были намного менее дружелюбными. Сюжет, хотя и не очень правдоподобный, построен, тем не менее, довольно грамотно, с неожиданным финалом. Чрезмерное использование уголовного жаргона кажется сегодня несколько эксцентричным, но в те годы, когда творил Коэн, эта лексика была, несомненно, ближе к реальности. Не хватает только, как отмечает Грост, честной игры с ключами, которую позже предложат своим читателям писатели «Золотого века детектива».

Роман о втором деле Кэрролла – «The Crimson Alibi» (1919 г.) – уже содержит необходимые ключи, и вместе с романом «Midnight» (1922 г.) о последнем из четырёх дел Кэрролла, представляет собой искусно скроенный и весьма читабельный для своего времени детектив. Степень юмора постепенно возрастает: в романе «Midnight» 17-летняя девушка послевоенного поколения (имеется в виду Первая мировая война) обрисована одновременно и комично, и реалистично.

Прочитав затем два романа о Джиме Ганвее – «The Backstage Mystery» (1930 г.), действие которого происходит в театральной среде, и «Star of Earth» (1932 г.) о закулисной жизни Голливуда, - я решил, что обязательно должен оставить книги Октавуса Роя Коэна среди своих любимых изданий.

Попытка очистить место на книжных полках с треском провалилась!
"Если у вас пропал джем, а у кого-то выпачканы губы,
это ещё не доказательство вины".

Эдмунд К. Бентли

За это сообщение автора Виктор поблагодарили: 4
buka (30 апр 2015, 17:36) • igorei (30 апр 2015, 17:36) • Гастингс (30 апр 2015, 23:40) • Полковник МАРЧ (30 апр 2015, 17:04)
Рейтинг: 25%
 
Виктор
Куратор темы
Куратор темы
 
Сообщений: 3406
Стаж: 140 месяцев и 5 дней
Карма: + 108 -
Откуда: г. Великий Новгород
Благодарил (а): 2511 раз.
Поблагодарили: 2817 раз.



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?