"Заговор бумаг"А мне очень понравилось. Про жанр сказать затрудняюсь, что-то историческое, что-то политэкономическое, что-то детективное. Я говорю так - если жанр точно не определяется, значит, имеет место быть что-то личное, авторское. Авторское вино есть, почему бы не быть авторскому роману.
Читается легко, но читать нужно, ведя записки и пометки. Начал я с того, что немного почитал об Англии 18-го века. Выяснил два момента.
1. Бокс - действительно, такой вид кулачного боя тогда уже существовал, проводились чемпионаты, были выработаны определенные правила поединков, естественно, были и чемпионы.
2. Бумажные деньги. Бумажные деньги в Англии появились в конце 17-го века с созданием Банка Англии. Дело шло туго. В 1719 году хождение банкнот было привилегией аристократических и торговых сословий, беднота по причине неграмотности бумажкам не доверяла, предпочитала старую добрую "звонкую монету".
В общем с исторической средой в романе я разобрался. Она не очень впечатляет и пугает, но и главные события не очень заслоняет, и сиё хорошо. Всё, что входит в так называемую историческую среду, культурный слой эпохи, с таким же успехом и эмоциями можно встретить и сегодня. Сменились только вывески. Королевство воров превратилось в ОПГ, кучеры в таксистов, посредники в рейтинговые агентства, перепродажи в ритейл и логистику, лавки в моллы, бумажные деньги в электронные. Неизменным остается торговля телом...
В принципе идея книги проста - главный герой живет в эпоху перемен. Бумажный носитель шагает по стране, металлические монеты без конца спиливают, они теряют в весе и популярности, спрос падает, ниша заполняется другим эквивалентом. "Тяжелые деньги" заменяются на бумагу - на обещание денег, на обязательства, которые существуют, пока им доверяют. Некоторые вольнодумцы (по-сегодняшнему - эксперты) осмеливаются назвать новый процесс "заговором бумаг" - мол, в результате коего родится конгломератное существо - "бумажный человек". Реформам свойственно упираться в консерватизм, но технический прогресс не остановить, он докатывается до самых грязных подворотен и крысиных углов. На повестке дня вместо "кошелек или жизнь" стоит другой вопрос: "Кошелек или бумажник". Бумажники входят в моду не только у дельцов и богачей, но и у карманников.
В один день Бенджамину Уиверу, блудному сыну еврейского народа, бывшему вору и мошеннику, а ныне фрилансеру-коллектору, телохранителю, судебному приставу, охотнику за ворами, некогда выступавшему на ринге, поступают сразу два заказа: расследовать двойное убийство и найти похищенный бумажник.
Убийств он еще не расследовал, но дело касается обстоятельств смерти его отца, которая официально признана несчастным случаем. Самуэля Лоэнцо, которого Уивер не видел десять лет, переехал экипаж. Эта смерть произошла вслед за другой странной смертью - подозрительным самоубийством Майкла Бальфура, признанного банкротом, но за 10 месяцев до этого продавшего акции на 20.000 фунтов.
Неопытному храбрецу разные люди - умные, добрые, солидные - помогли чем могли: снабдили теориями заговоров и вероятности, указали пути подхода. Уивер попадает в эпицентр конфликта между Банком Англии и "Компанией южных морей" (КЮМ). Конкуренты борются за сферы влияния и государственный заказ, используя любые методы борьбы. В руки Уивера попадает рукопись отца, где тот уличает одну из компаний в подделке ценных бумаг... Это уже существенный мотив, какой-то свет. Вскоре рукопись таинственным образом исчезает.
Перед Бенджамином стоит нелегкая и опасная задача, суть которой такова: он, как библейский Давид, столкнется уже не с одним, а несколько Голиафами, у которых мозги царя Соломона (по-сегодняшнему Билла Гейтса). Затеяна большая и продолжительная игра, но это не шахматная доска, где видны фигуры и ходы противника на 360 градусов, а темный лабиринт, в котором противники находятся на одинаковом, невидимом друг для друга уровне, где выход из туннеля это лишь вход в новый туннель и где над игроками нависают кукловоды. Но главный кукловод, "бумажный человек", прячется не среди карабасов-барабасов, а среди кукол, даже возможно среди невинных жертв, изображая лису, лежащую на дороге.
Лисс так и пишет
Опасность расследования заговора заключается в том, что все злодеяния скрыты в одинаковой степени.
Добавлю только: контрабанда запрещенного текстиля или убийства из-за угла - всё кажется одинаково подозрительным и связанным между собой.
Почти до самого конца было неясно, кто главный кукловод, прячущийся в лабиринте с марионетками. Вот-вот кажется, что фигура уже определена - ан нет, за ней маячит другая, а то и третья. Или это мираж, абберация? Непонятно, где главное поле битвы, а где локальные схватки, куда смотреть, кого хватать - все кружится и меняется как в волшебном фонаре, а новые матрешки выскакивают из своих раскрашенных засад.
Блестящий ключ - цвет волос, который указан еще в начале книги, а потом так изящно переворачивается в конце. Я бью ребром ладони по коленке - убийца пойман! А вот и нет! Лисс срывает маску, а под ней новая маска, и вот когда, считая подлинное лицо убийцы очередной маской, запыхавшийся при быстрой смене картинок читатель привыкает к игре - тигр-то и приходит...