Райнхарт, Мари Робертс*Rinehart, Mary Roberts

Даты жизни*12 августа 1876 г.; Питтсбург, Пенсильвания — 22 сентябрь 1958 г.; Нью-Йорк
Библиография: ⮑✓ The Circular Staircase║Винтовая лестница*1-ая публикация на языке оригинала:*"Bobbs-Merrill", октябрь 1908 г.
Аннотация* Немолодая дама снимает на полгода дачный коттедж и собирается провести в нём лето в компании давней приятельницы и любимых племянников. Но у дома печальная слава "дома с привидениями", и начиная с самого первого дня, вернее с самой первой ночи, кто-то постоянно пытается проникнуть в дом
║
Награды*Преступление и тайна: 100 лучших книг, 1997 г.; Топ 100 детективных романов всех времён, 1995 г.
║
Перевод*Н.Новгород: Деком, М.: ИМА-пресс, 1993 г., Серия: Галерея мистики
⍻ The Man in Lower Ten║———*1-ая публикация на языке оригинала:*"Grosset and Dunlap", октябрь 1909 г.
Аннотация* Лоуренс Блейкли, адвокат, по пути к клиенту в Питтсбург, просыпается в поезде на неправильной стороне кровати, в неправильной одежде и чемодане, что становится жертвой обмана. Блейкли знает, что должен найти настоящего преступника до своего почти гарантированного ареста…
⍻ The Window at the White Cat║———*1-ая публикация на языке оригинала:*"Bobbs-Merrill Company", 1910 г.
Аннотация* Молодая девушка Марджери Флемминг обращается за помощью к юристу Джеку Ноксу, когда её отец, коррумпированный политик, пропадает. Джек влюбляется в Марджери с первого взгляда и решает доказать свою ценность. Поиски пропавшего политика приводят к расследованию пресловутого социального клуба "Белый Кот". В это время Марджери скрывается у своих пожилых тёток, одна из которых внезапно исчезает, оставив после себя только кровавый отпечаток руки…
⍻ The Amazing Adventures of Letitia Carberry║———*1-ая публикация на языке оригинала:*"Bobbs-Merrill Company", 1911 г.
Аннотация* неутомимая Летотия Кэрберри, известная как Тиш, бросается в весёлые и часто опасные приключения, в которые приводит своих подруг Эгги и Лиззи. Но благодаря находчивости и решимости женщины определённого возраста и положения три подруги неизбежно берут верх, раскрывая тайны и воссоединяясь с возлюбленными…
⍻ Where There's a Will║———*1-ая публикация на языке оригинала:*"A. Burt", 1912 г.
Аннотация* героиня Минни много лет управляет спа-курортом и унаследовала от отца заботу о знаменитом источнике. После смерти старого доктора курорт оставляет в наследство его внуку с условием, что он проживёт в поместье два месяца, чтобы получить право на владение. Однако внука нигде не найти. Минни пытается спасти курорт, заручившись помощью семьи и друзей, чтобы обмануть адвоката и продолжить работу курорта…
⍻ The Case of Jennie Brice║———*1-ая публикация на языке оригинала:*"Bobbs-Merrill", 1913 г.
Аннотация* окровавленная верёвка, полотенце и пропавшая квартирантка Дженни Брайс убеждают миссис Питтман в том, что в её пансионате было совершено убийство. Но без тела полиция говорит, что дела нет. Питтман пытается вычислить убийцу, используя ключ от квартиры Дженни для расследования…
⍻ The After House║———*1-ая публикация на языке оригинала:*"Houghton Mifflin", 1914 г.
Аннотация* стюард Ральф Лесли любит свою работу на роскошной суперяхте миллионера Маршалла Тернера, но однажды на борту начинает действовать жестокий убийца, который убивает членов экипажа. Ральф должен попытаться остаться в живых достаточно долго, чтобы поймать преступника…
Tish (short stories) (1916)
Dangerous Days (1919)
Love Stories (short stories) (1919)
Affinities (short stories) (1920)
More Tish (short stories) (1921)
Sight Unseen, and The Confession (Also published as: The Confession and Sight Unseen) (1921)
The Breaking Point (1922)
Temperamental People (short stories) (1924)
The Red Lamp (UK Title: The Mystery Lamp) (1925)
The Book of Tish (short stories) (1926)
Nomad's Land (short stories) (1926)
Tish Plays the Game (short stories) (1926)
Two Flights Up (1928)
The Romantics (short stories) (1929)
The Door (1930)- Дверь
Familiar Faces (short stories) (1931)
Miss Pinkerton (UK Title: The Double Alibi) (1932)
The Album (1933)- Альбом
The State vs Elinor Norton (aka The Case of Elinor Norton) (1934)
Married People (short stories) (1937)
Tish Marches On (short stories) (1937)
The Wall (1938)- Стена
The Great Mistake (1940)
Haunted Lady (1942)
Alibi for Isabel (short stories) (1944)
The Curve of the Catenary (1945)
The Yellow Room (1945)
Episode of the Wandering Knife (short stories) (aka The Wandering Knife) (1950)
The Swimming Pool (aka The Pool) (1952)
The Frightened Wife (short stories) (1953)
Американский писательница и автор фразы "Это сделал дворецкий" Райнхарт родилась в Питтсбурге, Пенсильвания. Она родилась левшой, во времена, когда это выглядело иррационально и неподобающе женщине. Переучивая ее на правшу, ее левую руку ей привязывали к спине.
Её родителями были Томас Б. и Корнелия Робертс. Она рано познала финансовую не стабильность, ее отец был неудачливым изобретателем, чье наиболее практическое изобретение было — роторный челнок для швейной машинки. Он ненавидел швейные машины. Мать писательницы занималась двумя делами, помогала Мари делать домашние задания после школы и давала уроки игры на пианино — оба дела она ненавидела с одинаковой энергией. Полуслепая бабушка Мари была швеёй.
В 1896 году лет она заканчивает Питтсбургский колледж медсестер и получает диплом. В 1896 году Мари вышла замуж за доктора
Stanley M. Rinehart. У них выросли три сына и одна дочь:
Stanley Jr., Frederick, Alan и
Elizabeth Glory.
Писать Мари начала очень рано, еще, когда училась в
Allegheny High School, она получала по доллару за каждые три истории, написанные в питтсбургские газеты. Её слова —
"Я не занималась так называемой литературной работой в течении 12 лет, пока мне не исполнилось 27".
Её первая книга
"Винтовая лестница"*The Circular Staircase
была опубликована в 1908 году, во времена президентства Теодора Рузвельта, чье президентство сопровождали национальные скандалы, а поведение министров было вызовом морали. В этой книге Райнхарт впервые доказывает что загадка, преступление и юмор могут быть совмещены. В дополнение к детективным историям она пишет много юмористических и романтических произведений.
В 1947 году она переживает реальную драму. Её филиппинский повар, проработавший у нее 25 лет, стреляет в нее по неизвестным причинам, а потом пытается ее зарезать. Она была спасена другими служащими, которые скрутили его. Повар покончил с собой в тюремной камере.
Райнхарт перенесла радикальную мастэктомию по поводу рака груди. Она была одной из первых общественных деятелей, которая открыто, говорила об этом в то время. Её интервью
"I Had Cancer" было опубликовано в 1947 году в
"Ladies' Home Journal", в нем она призывает женщин к регулярным осмотрам груди.
По мнению критиков произведения Райнхарт очень различны. Она имеет много общего с представителями школы
hard-boiled , и в стиле и в предмете. Есть у нее и что-то от Американской школы "научного" детектива, подобно
Артуру Риву.
Формой английской школы было смешение приключения и расследования. Это была попытка внести реализм в описание современной жизни, с ее расслоением общества, коррупцией, большой и малой и громадным различием характеров.
- Творчество Мари Райнхарт можно разделить на четыре периода.
-
Первый период (1904-1908), когда она написала свои первые три детективных романа и гору очень коротких рассказов Эти рассказы никогда не были собраны в одну книгу. Первые романы (особенно первых два) были классическими и наверное лучшими в ее творчестве.
Второй период (1908-1913), написания комических произведений. Она даже написала несколько Бродвейских комедий. "Seven Days" (1909), написанный вместе с популярным бродвейским комиком Hopwood, становится хитом.
Никому не понятно, как питтсбургская домохозяйка пишет бродвейские пьесы, но без сомнения публика обожала их. Успех ее пьес, приводит к 5-ти летнему периоду написания Бродвейских пьес.
Она прекращает печататься в мало оплачиваемых журналах, и пишет только для коммерческих целей. Её первый коммерческий проект публикация в "Saturday Evening Post" "The Borrowed House" (1909), длинную комическую историю о приключения английских суфражисток.
Райнхарт была феминисткой, и боролась за женские права всю свою жизнь. На следующий год, она создает , средних лет старую деву, которая будет центром ее длинных комических рассказов в течении следующих 30 лет. Тиш и ее друзья Aggie и Lizzie , вместе делают вещи запрещенные для женщин того времени, ездят на автомобилях, пилотируют дирижабли, водят амбуланс во время первой мировой войны, охотятся на акул и медведей гризли. Под замечательной комической поверхностью этих рассказов находится блестящий женский взгляд на мир, и серия из пяти книг о Тиш шедевр юмористической литературы. Все истории о Тиш были собраны в сборник под заголовком "The Best of Tish" (1955).
Третий период с 1914 по 1929 год.
В 1914 году Райнхарт комбинирует ее больничные и детективные истории в два рассказа "The Buckled Bag" (1914) и "Locked Doors" (1914), где появляется , медсестра которая тайно сотрудничает с полицией и которая станет известна как Мисс Пинкертон*Miss Pinkerton
. "The Buckled Bag" построенный из загадок считается одой из лучших работ Райнхарт. "Locked Doors" не так хорош, но поражает сюжетом. В этом цикле чувствуется влияние "научных" детективов
Ричарда Остина Фримена
и Артура Рива.
С 1914 года творчество Райнхарт драматически меняет направление. Криминальные и комические истории уступают место романам, которые она пишет в течении следующих 15 лет. Её ждет невероятный коммерческий успех и проклятие критиков. Критики называют низкопробной литературой. Как пишет её биограф Jan Cohn, Райнхард страдает в эти годы от депрессий, ее муж доктор Stanley Rinehart очень ревностно отнесся к ее коммерческому успеху. Он видит в нем демонстрацию пренебрежения к его медицинской степени и интеллектуальным способностям. Он подталкивает Мари прекратить писать мусор, и если она хочет перейти к написанию серьезных романов. Мари, наоборот, очень счастлива отношениями со своими тремя сыновьями, ей нравится тема материнства, хотя иногда она описывает полные ужаса семейные истории. Мужья в ее произведениях того периода описаны как шовинисты, бессердечные бабники, нетерпимые к карьерам своих жен, которые считаются только со своим мнением.
Четвертый период с 1930 по 1939 год. Возвращение к написанию детективных романов.
В 1929 году она создает вместе с сыновьями издательский дом "Farrar and Rinehart", и обеспечивает своим книгам издание. Несмотря на депрессию вызванную смертью мужа в 1932 году, она начинает публиковать детективы, и делает это в течении последующих 25 лет. Читатели хорошо принимают ее романы, критики плохо.
Возвращения Райнхарт к криминальной литературе началось с книги , не смотря на хорошую первую главу , это одна из худших ее работ, похоже разрушающая репутацию Раайнхарт как детективного писателя.
Несмотря на эти проблемы, некоторые работ Райнхарт того периода хорошо приняты."Miss Pinkerton" (1932) возвращает к жизни ее "сестринский" детектив. Рассказ "That Is All" (1932) повествующий о двух полицейских патрулирующих ночной город, также тепло принят читателями. За "That Is All" следует продолжение с этими же персонажами "Code 31" (1932). "That Is All" криминальная история, но в ней нет загадок и она не имеет ничего общего с детективами Райнхарт. Но уже написанная в мрачных тонах "Code 31" буквально напичкана ими.
Еще один герой-полицейский появляется в "The Inside Story" (1934), где он говорит "Опасность — моя профессия"*Trouble is my business
, и мы помним ,что эти же слова через пять лет скажет чандлеровский Филип Марлоу*Philip Marlowe
. "The Inside Story" это необычная смесь детектива и семейной драмы, произведение напоминающее ранние криминальные произведения Райнхарт, например "The Buckled Bag" (1914).
"Mr. Cohen Takes A Walk" (1933) описывает пожилого еврейского бизнесмена, который маскирует себя бродягой и бродит возле мест дающим поддержку нуждающимся. Эта короткая повесть была очевидно Рейнхартовским ответом на зарождающися в Европе антисимитизм и нацизм. В следующем nonfiction произведении "Looking For The Magic Word" (1934), Райнхарт горяче осуждает и нацизм, и коммунизм, и призывает к поддержке американских демократических традиций.
Сюрреализм всегда был важнейшей частью Раинхартовской стратегии. Большинство из ее произведений поражают необычными поворотами сюжета. Впрочем это характерно и творчеству других американских авторов таким как
Ж. Фатрелл,
Бертон Эгберт Стивенсон*Burton L. Stevenson
, Кливленд Моффет*Cleveland S. Moffett
, Т.С. Стриблинг*T.S. Stribling
,
С.С. Ван Дайн,
Эллери Квин,
Д.Д. Карр,
Стюарт Палмер,
и
Крейг Райс.
В 1983 году семья Рейнхарт учредила специальный фонд имени Мэри Робертс при университете Джорджа Мейсона. Этот фонд ежегодно выдает 3 небольших гранта (2000 долларов) начинающим, еще не публиковавшимся писателям в номинации романа, документальной прозы и поэзии. - читать дальше