А.А. Фэйр* ; A.A. Fair К. Кендрейк* ; K. Kendrake Ч.Дж. Кенни* C.J. Kenny ДАТА РОЖДЕНИЯ: 17 июля 1889 г.* Молден, Мидлсекс, Массачусетс, США ДАТА СМЕРТИ: 11 марта 1970 г.* Темекьюла, Калифорния, США в возрасте 80-ти лет ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА: 1923 — 1960-е г.г. ГЛАВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ: Перри Мэйсон* ; Perry Mason Делла Стрит* и Della Street Пол Дрейк* ; Paul Drake Дональд Лэм* и Donald Lam Берта Кул* ; Bertha Cool Дуг Селби* ; Doug Selby Лестер Лейт* и др.Lester Leith ЖАНР: Детективы, криминальная документалистика, заметки о путешествиях. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ: Премия Эдгара* ; Edgar Awards, 1953 г.; Лучшая работа о реальном преступлении Премия Эдгара, Грандмастер* Edgar Awards, 1962 г. |
-
ОБ АВТОРЕ
ЭРЛ СТЕНЛИ ГАРДНЕР стал классиком детективного жанра при жизни. Общий тираж его книг превышает 320 миллионов экземпляров.
Семья Эрла Стенли Гарднера происходила из Новой Англии, что, по американским понятиям, придавало ей налет своеобразного местного аристократизма. В семье было трое сыновей. Эрл, доставлявший родителям больше всех хлопот, был средним. Отец Гарднера, хотя и не имел высшего специального образования, был толковым инженером–механиком. В 1902 г. он получил интересную работу в небольшом калифорнийском городишке Орвилль, бывшем в те годы центром “золотой лихорадки”.
После окончания школы Эрл некоторое время проработал в юридической конторе, где в его обязанности входило печатать на машинке. Он мечтал о юридической карьере, мечтал учиться у лучших адвокатов того времени, но отец отправил сына в недорогой университет в штате Индиана. Но из-за своего взрывного характера, и нелегальных занятий боксом, юноша должен был оставить учёбу.
Он три года работал в нескольких юридических конторах простым клерком, потом сдал экзамен, и стал самым молодым членом коллегии адвокатов, получив право открыть свою собственную контору. Эрлу к тому времени шел 22-й год. Ему удалось открыть свою контору в маленьком городке Мерседе, расположенном в те годы в калифорнийской долине Сан-Хоакин. В удушающую летнюю жару он в одиночестве сидел в конторе, и ждал клиентов. Как много позже с иронией вспоминал сам писатель: “Я не имел ни малейшего представления, как и с чего начать. Знания-то у меня были, но я не обладал никакими полезными качествами: не умел ни танцевать, ни играть в карты, ни заводить новые знакомства”.
Однажды его приятель, из любителей бокса, позвал его пожить с группой молодых людей в городке Окснард в округе Вентура, где Гарднер и нашел себе работу в конторе местного, преуспевающего адвоката. Округ Вентура оказался подходящим местом для молодого, честолюбивого юноши: недавно тут нашли нефть, начали строить океанский порт, появились богатые инвесторы, быстро стало расти население. Именно в Окснарде Гарднер нашел все свои истории, которые потом опишет в своих произведениях о знаменитом адвокате Перри Мэйсоне.
В 1921 г. Гарднер стал писать. Как он потом признавался, он сделал это из того, чтобы не сидеть целыми днями в конторе, а, имея свободный график, неплохо зарабатывать. В 20-30-е гг. в США издавалось великое множество журналов, которые публиковали скандальные и сенсационные истории, туда Гарднер и стал посылать свои рассказы. Однако все произведения начинающего автора поначалу отвергались. Но Эрл Стенли не отступал. Он взял себе девизом следующий тезис: потребитель всегда прав. И он оказался в выигрыше.
Для русской литературной традиции такая заявка кажется странной. Всё-таки, у нас больше пишут, что называется, “от души”. Но дело в том, что русские не привыкли относиться к “сочинительству” как к труду. Для нас это скорее хобби. А напрасно. Чтобы написать книгу, нужен огромный запас сил и энергии. Но этого не понимают не только издатели. Многим авторам кажется стыдным писать то, что нужно обществу. Они, видя в себе уникальность, предпочитают писать “для себя”, а потом выходит, что пишут “в стол”.
Гарднер был, пожалуй, первым писателем, который с гордостью заявил, что будет писать исключительно для рынка. И писал он с завидной для любого писателя скоростью, пользуясь множеством псевдонимов. Всё ещё продолжая заниматься адвокатской деятельностью, автор установил себе жесткую норму: пять тысяч слов в ночь, и придерживался её всегда. Он создал 83 романа про адвоката Перри Мэйсона и 29 романов (под псевдонимом А.А.Фэйр) про “сладкую парочку” – Дональда Лэма и Берту Кул. Но эти романы отличает стойкий профессионализм, как писателя, так и адвоката, который с точностью хорошего психолога описывает сложившиеся ситуации.
В этих романах нет привычной для детективов жестокости, кровь “не льётся рекой”, никакого секса. Однако они с самого начала захватывают читателя и держат в напряжении до конца. Считается, что образ адвоката Перри Мэйсона автор списал с себя, а образ его верной секретарши Деллы Стрит – со своей секретарши, впоследствии жены, от которой у него был сын. Но официально Гарднер женился на возлюбленной только в конце своей жизни (вспомним, что Перри Мэйсон, его герой, так и не сделал этого шага по отношению к Делле Стрит).
Сыщик Пол Дрейк также имеет прототипа. Это близкий друг Эрла, тоже сыщик, Сэм Хикс. Критики подсчитали, что автором создано 505 мужских персонажей и 215 женских, причем характеры и внешние детали автором обрисованы слабо. Гарднер это делал для того, чтобы читатель мог сам представить себе персонажей, но он также известен своими скандалами с голливудскими продюсерами, которые пытались экранизировать его романы о Перри Мэйсоне.
В заключение следует сказать, что Перри Мэйсон в Америке для трёх поколений являлся культовым героем. И это не случайно: именно Мэйсон является воплощением принципов справедливости, к которой стремятся все люди, и которая, к сожалению, вершится только на небесах. Но хочется верить, что в России найдется подобный персонаж, и не в книжном варианте, а в реальной жизни. Общество всегда нуждается в героях, которые могут отстоять интересы простого человека. - ×
Подробная информация во вкладках
Библиография - http://www.fantlab.ru/autor7338