Уинифред Пек (1882-1962), урожденная Нокс, принадлежит одной из выдающихся семей. Отец ее был епископом Манчестерским, мать - дочерью епископа Лахорского, а четверо братьев сделали успешную карьеру. Среди них - редактор "Панча", известный классицист и дешифровальщик. Однако самым известным из братьев Уинифред был Рональд Нокс - автор детективов, один из первых членов Английского Детективного Клуба и составитель "Десяти заповедей детективной литературы".
В отличие от своей старшей сестры - Этель - Уинифред не отставала от братьев. Дочь Эдмунда Нокса (редактора "Панча") Пенелопа Фицджеральд - лауреат Букеровской премии - написала книгу о братьях Нокс "The Knox Brothers", к сожалению, лишь вскользь упомянув о своей талантливой тете, хотя у нее был любимый роман Пек - "Housebound" (1942).
Раннее детство Уинифред было счастливым, но идиллия закончилась с переездом семьи в бедный район и смертью матери. Детей разделили, отправив жить к разным родственниками. Уинифред и Этель выпало несчастье попасть к строгой тетке-протестантке.
Вскоре отец женился снова. Его вторая жена была богата, и семья могла позволить себе воссоединиться в новом благоустроенном доме, а Уинифред оказалась в числе первых сорока учениц передовой школы Уикомб Эбби (женская привилегированная частная средняя школа в Бакингемшире, основана в 1896), а в дальнейшем поступить в Оксфордский колледж Леди-Маргарет-Холл. Девушка получила диплом бакалавра современной истории с отличием первого класса. Под влиянием христианского социализма Пек до замужества занималась социальной работой в отцовском приходе.
Первой книгой Уинифред стала биография Людовика IX - "Двор Святого", издана в 1909.
В 1911 году Уинифред вышла замуж за Джеймса Пека - в то время секретаря Школьного комитета Эдинбурга. Джеймс Пек был посвящен в рыцари в 1938 году, и его жена стала леди Пек. У пары было трое детей.
После замужества Уинифред стала писать художественные произведения, издав с 1918 по 1928 г.г. пять книг. В 1933 вышел первый из двух ее детективных романов - "The Warrielaw Jewel" ("Сокровище Уоррилоу").
В предисловии к «The Warrielaw Jewel» Мартин Эдвардс относит его к историческому детективу, поскольку сюжет развивается за двадцать пять лет до публикации романа, в 1909 году - в Эдвардианскую эпоху. Рассказчик - Бетти Моррисон описывает события, произошедшие много лет назад и на определенном этапе останавливает повествование, чтобы просить вызов читателю - сможет ли он разгадать, кто совершил преступление, прежде чем читать дальше.
Бетти выросла в "эстетической атмосфере Лондона на Кенсингтон-сквер... отец ее был литератором, а мать - творческой натурой." Бетти вышла замуж за Джона Моррисона - младшего партнера в Эдинбургской юридической фирме, и они переехали в дом, где раньше жили родители ее мужа. Молодожены в то время устраивали приемы, чтобы познакомиться с соседями и родственниками (которые приходили оценить новоиспеченную жену и ее дом), и Бетти пытается освоиться на поле битвы, которая велась как между семействами, так и внутри семьи.
Сюжет вертится вокруг семьи Уоррилоу. Джессика и Мэри Уоррилоу - старшее поколение, оставшиеся в живых две из пяти сестер. Согласно завещанию все имущество остается Джессике с условием, что Мэри унаследует его после ее смерти. Джессика и Мэри бездетны, но у них есть племянник и племянницы: Нил, Кора, Рода и Элисон. Джессика и Мэри живут вместе и все время ссорятся. У них служит преданный старик Эффи и его умственно отсталая племянница Энни.
Между членами семьи Уоррилоу довольно напряженные отношения, а когда Джессика решает продать семейные драгоценности Уоррилоу, вся ненависть выплескивается наружу.
"The Warrielaw Jewel" - увлекательная книга о давно ушедшем времени и о стране, где семейная вражда в порядке вещей. Для рассказчика - Бетти - все это в новинку, она смотрит на происходящее беспристрастным взглядом постороннего. В атмосфере книги нет никакой искусственности, что неудивительно, ведь автор в описываемое ей время сама стала членом эдинбургского общества, хотя, в отличие от своей героини выросла скорее в научно-религиозной среде Лондона.
Пек превосходно пишет, в ее диалогах и характеристиках много тонкого юмора. Описание грозной, мрачной, замкнутой атмосферы в семье выдерживает сравнение со стилем Марджери Аллингем. В своем блоге "Mystery File" Курт Эванс заметил, что "The Warrielaw Jewel" - пример детектива начала "Золотого века", в котором смещение акцента с самой загадки на изучение персонажей и окружающей атмосферы способствовало постепенному переходу от детективных рассказов к детективным романам.»
"The Warrielaw Jewel" была хорошо принята, однако Пек вернулась к своему основному направлению в литературе и второй детективный роман увидел свет лишь в 1949 году - шестнадцать лет и двенадцать книг спустя.
В "Arrest the Bishop?" («Арестовать епископа?») Пек вновь обращается к прошлому, события в книге происходят после Первой мировой войны, в декабре 1920 года, в резиденции епископа Эвелейкского. Епископ - доктор Брум - никудышный директор колледжа Святого Блейза, в то же время он набожный человек и, что важнее, его вторая жена из семьи богатых промышленников - необходимое качество для епископа, вынужденного содержать резиденцию и прилегающую территорию. "В первую очередь мы должны искать человека со средствами, а не богоугодника, - сардонически заметил декан... Я рад, что нам досталось понемногу того и другого. У нас церковь компромисса." И епископ Эвелейка с готовностью идет на компромиссы. Ему не хватает веры в себя и в собственные решения. Семья и друзья любят его, а коллеги относятся пренебрежительно: мало кто в состоянии понять столь противоречивую личность.
В описываемое Рождество резиденция епископа полна гостей. В их числе шестеро молодых мужчин, которые должны быть рукоположены в дьяконы, и двое, готовившиеся принять приход. Один из них - Ричард Марлин (Дик), служил дьяконом в Эвелейке до войны, а после ранения был переведен в военную разведку. Дик тесно общается с семьей епископа и является другом капеллана Робертом Бодерером (Бобс), который оправляется от ран, полученных во Франции. Единственными женщинами на празднике должны были стать благоразумная, отзывчивая жена епископа и их дочь Сью. Однако им навязываются два нежеланных гостя: Джудит - красивая, своенравная дочь Брума от первого брака, которую епископ любит, однако не может принять ее образа жизни, в частности уход от мужа и желание развестись.
Второй гость - преподобный Алдер – нечистый на руку пьяница и шантажист.
Во время ехидной, исполненной торжества речи у Алдера случился удар. Больного поместили в одну из комнат, а утром он был мертв (обстоятельства смерти весьма подозрительны, под подушкой - список шантажируемых людей и денежных сумм, и все эти люди были в ту ночь в резиденции епископа). К несчастью для епископа, главный констебль Мак - упрямый шотландец, который ненавидит англиканскую церковь; к тому же из-за досадной ошибки епископ забыл пригласить его жену на прием в саду. Дик понимает, что нужно самому расследовать смерть Алдера, пока главный констебль не осуществил свою мечту - арестовать епископа.
Уинифред Пек не понаслышке была знакома с жизнью и религиозными церемониями епископского дворца, но несмотря на это книга полна игривых персонажей и дерзкого юмора.
Женские персонажи особенно хорошо выписаны, в первую очередь миссис Брум, которая не кичится своим положением и всегда готова поддержать ближнего.
В романах Пек описывает фрагменты своей жизни и личный опыт. Это и социальная работа в бедном районе, смерть матери и жизнь с богатой мачехой, которая проложила семье путь к успеху, жизнь в Эдинбурге перед Первой мировой войной, лишения и страхи, пережитые во время мировых войн. После "Arrest the Bishop?" Пек написала еще шесть романов, но при этом ни одного детектива, что можно считать потерей для детективной литературы.
- Детективная библиография | +