Джордж Дуглас Говард Коул (George Douglas Howard Cole, 25 сентября 1889 - 14 января 1959) и дама Маргарет Изабель Коул (Dame Margaret Isabel Cole, DBE, 6 мая 1893 - 7 мая 1980) - супруги, авторы детективных романов.
Джордж Коул учился в лондонской школе Св. Павла и в Оксфорде. Был философом и экономистом, видным представителем фабианского движения. Маргарет, дочь учёного Джона Постгейта прошла курс обучения в Кембридже (в то время учёных степеней для женщин не существовало) и занялась изучением античной литературы, но впоследствии прониклась идеями феминизма и пацифизма и обратилась к общественной деятельности. Во время Первой мировой войны, на почве познакомилась с Джорджем Коулом, с которым вместе боролась за отмену всеобщей воинской повинности. Они поженились в 1918 году и с 1924 года преподавали в Оксфорде.
Детективы Коулы стали писать с 1925 г. (первый роман Джордж написал в 1923 г. в одиночку). Их серийные персонажи - суперинтендант Генри Уилсон, Эверард Блетчингтон и доктор Танкред.
Загадка в ранних романах Коулов обычно технически изощрённая, в духе Фримена У. Крофтса, иногда (особенно в первых романах двадцатых годов) методика расследования выходит на первый план, оттесняя дедукцию. Можно заметить и интерес авторов к ложным алиби, что также характерно для Крофтса. Однако, начиная с 30-х годов, это заметно всё меньше. Изменилось и преступление: от грязных методов бизнесменов-капиталистов (возможно, отражение социалистических взглядов авторов) к сатирическому изображению жизни модных писателей и прочей "интеллигенции". Видимо, Коулы предпочли писать о том мире, который оно знали изнутри (как Генри Уэйд - о политике и политиках).
Сильная сторона супругов Коул - чётко очерченные характеры. Несмотря на несколько сухую и сжатую манеру изложения, им всегда удавалось точно и ярко изобразить своих героев. Например, суперинтендант Уилсон гораздо "человечнее", жизнеспособнее, скажем, инспектора Френча - сквозного героя того же Крофтса. Это же можно сказать и о многочисленных жертвах, убийцах, подозреваемых... Уилсон - не "мыслящая машина"; он просто вдумчивый и в меру любопытный человек, что в соединении с его профессионализмом позволяет ему с блеском распутывать дела.
Коулов часто называют сатириками; это верно, но не до конца. Точнее было бы сказать, что у Коулов немного циничный реалистичный взгляд на жизнь. Они описывают в своих романах мир, погрязший в коррупции, но каждый персонаж волен сам выбирать себе дорогу в жизни в соответствии со своим понятием о чести. Преступники у них - люди, однажды сделавшие неправильный выбор, но способные возвратиться на путь истинный. Высмеивая пороки общества, Коулы надеются, что их читатели не повторят этих ошибок и смогут не встать на путь преступления.
Стиль Коулов парадоксально противоречив: простой и не вычурный язык сочетается со сложным захватывающим сюжетом. В их романах очень много загадок, одна за другой встающих перед детективами. Раскрытие одной тайны ведёт к появлению следующей, а вслед за ней ещё одной, и так почти до бесконечности. Возникает впечатление постоянно развёртывающегося повествования, особенно заметный в историях о суперинтенданте Уилсоне.
Вообще, творчество Коулов очень неровное. Их ранние книги (где-то до 1934 г.) могут встать в один ряд с лучшими образцами детектива того времени - книгами Кристи и Сэйерс. Позже разгадки становятся банальными, расследование - полицейским, а тщательно прописанные характеры исчезают. А если и появляется интересный сюжет (как в "Греческой трагедии"), то он не дополняется изобретательностью головоломки.
На русский язык переведено шесть романов супругов Коул. Все они опубликованы в частях 1-2 тома 31 ПСС Агаты Кристи (изд. Артикул-Принт).
gadetection.pbworks.com/w/page/7930232/Cole%2C-GDH-and-M, en.wikipedia.org, Mike Grost и Nick Fuller
- Библиография | +