Вера Русанова, "Туманный берег"Третий, внесерийный роман неведомой авторки оставил у меня впечатления смешанные.
С одной стороны, здесь, по сравнению с подразваливавшимися (при всей оригинальности) сюжетами дилогии про Женьку Мартынову, сюжет исключительно последовательный и расширяется не в сторону, а вглубь, пока сквозь ложные версии не дойдёт до настоящей. И это с самого начала детектив с неожиданной загадкой - семейную пару, явно путешествовавшую вместе, почему-то убивают в одном и том же месте, но с разницей в восемь часов. Вполне убедительная гипотеза, зачем это было делать, возникает почти сразу же. Но против неё сразу же возникают и возражения. К тому же, заранее зная из отзывов Петра Алексеевича, что у Русановой всегда в середине убедительная почти на 100% ложная разгадка, колеблешься, относится ли какой-то факт к ложной разгадке или, наоборот, указывает на истинную. Построение тоже колоритное - здесь до середины следствие ведут обаятельные полицейские, которым и принадлежит честь дойти до ложной разгадки, а дальше за сыск берётся подозреваемая из этой самой разгадки. Впрочем, тут дно даже тройное. На первых страницах автор, описывая события определённым образом, сделала намёк настолько демонстративный, что, когда в ложной разгадке он не выстрелил, я даже огорчился, неужели на сей раз всё будет так "в лоб". Но нет, и это оказался ложный ход, а настоящий куда интереснее.
И вот тут приходится перейти к "с другой стороны". Потому что на настоящего убийцу заброшено так мало улик, так много нужных сведений выясняются в последний момент, что если даже самого убийцу и можно угадать, то как он это сделал, за недостатком ключей остаётся только додумывать (и вот сделал-то, увы, с нарушением почтенных правил Ван Дайна и Нокса, так что, тонко разработав кучу деталей, в главном автор сыграла влёгкую). В общем, когда это имя возникло, я решил, что это ещё один отвлекающий ход перед самым финалом. Но нет, такова и была истина. Кроме того, автор периодически не забрасывает улики, а просто, отвлекаясь от основной интриги, описывает фигурантов дела, которые таинственно себя ведут. Потом их поведение, конечно, объясняется (и, как и положено в классическом детективе, у многих - мотивами вполне посторонними), но это нагнетание, а не создание у читателя аргументированных подозрений. И, наконец, хватает тут "флэшбеков" из прошлого целой кучи героинь, которым, вслед за персонажем Островского, хочется сказать: "Не увлекайтесь своими африканскими страстями!" Всё это мыло я прочитал с интересом, надеясь найти там ключи, но там-то как раз ключей особо и не было, живописно беллетризовались уже известные читателю факты. Тем обиднее. Впрочем, одной ли Русановой тут предъявлять претензии? Даже у поздней Кристи, не говоря о немалом числе иных почтенных авторов женского пола, такого добра хватает. И ещё один странный момент - резкий контраст между первой половиной, где очень даже кровавое преступление специалисты расследуют с шутками-прибаутками, и драматичной второй половиной. Минорные нотки иногда неожиданно звучали и в двух других, более шутейных романах Русановой, но тут книга прямо разваливается на две части по настроению. Точнее, как-то да разваливаются надвое все три книжки Русановой - эта лишь по данному критерию, а не сюжетом как таковым.
В целом, не будь помянутого нарушения правил в финале, результат вполне укладывался бы в рамки классического детектива (по крайней мере в послевоенном его английском изводе, с многочисленными лирическими отступлениями). Да и так тут есть неожиданный убийца, остроумный ответ на главную загадку, крепкая интрига и действительно сложная схема сюжета. В итоге книга вроде бы и чётче двух других как детектив, но, пожалуй, всё-таки слабее в разгадке. И, поскольку отзыв смотрится слишком уж критичным, не грех ещё раз повторить, что, судя по всем трём романам, Русанова оказалась одним из наиболее оригинально мыслящих и умеющих выстраивать сложные сюжетные конструкции авторов российского детектива.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...