"Левиафан"Есть где-то выше в этой теме мой комментарий восьмилетней давности, что Акунина я не читал и не собираюсь. Как говорится, никогда не зарекайся. Времена, когда сей муж писал первые свои романы, я, к сожалению, не застал по объективным причинам. Когда же заинтересовался жанром, г-н Чхартишвили уже представлял из себя истинную иллюстрацию к шекспировской цитате: "Одни велики по рождению, другие добиваются величия, а иным оно даруется". А мне сложно читать книги автора, чья личность меня раздражает - в данном случае, непомерной претензией на некий статус мыслителя и учителя, который ему уж совсем не по чину.
Впрочем, нынешние похождения "современного Карамзина" к его раннему творчеству отношение имеют слабое. На сайте Вольского "Левиафан" анонсирован так:
Вероятно, первый русский детективный роман, удовлетворяющий всем требованиям жанра и по своему качеству не уступающий прославленным образцам зарубежного детектива. Помимо своей непреходящей исторической значимости книга обладает массой достоинств. Ее можно рекомендовать как образец увлекательного чтения, о котором мечтают любители детективов.
Ну, коли так, пришлось прочесть хотя бы из самообразования. Согласиться тут можно с одним - непреходящая значимость для истории российского детектива у "Левиафана" или, скорее, всего цикла есть - он запустил гигантскую волну подражаний. Манера повествования - постмодернизм для маленьких, так, чтобы каждый уж точно уловил жирные авторские намёки и почувствовал себя шибко умным (в итоге тот же японец, написанный так, чтобы всякий читатель оценил разницу менталитетов, выглядит карикатурным до предела), а стилизация языка периодически срывается в совершенно русопятые фразы, попадающие, например, в мысли французского комиссара полиции. Впрочем, о творческой манере Акунина и так много писали, в том числе в серьёзных научных изысканиях. Проблема в том, что и разгадка тут едва ли может так уж впечатлить искушённого читателя.
Большая часть сюжета - приключения и литературные игры со вставными историями (судя по общему направлению его творчества, автору их и интереснее сочинять), и читать их было, прямо скажем, скучно. В конце, правда, заворачивается фейерверк версий вполне в духе "Золотого века", вот только преступник очевиден сразу, а приёмы, которыми автор отводит от его фигуры внимание, столь шаблонны, что заставляют немедленно и прочно заподозрить именно эту кандидатуру. Что до мотива, то ведь можно было соблюсти традицию "герметического детектива", но любит Акунин супер-злодеев, так что мотив и не представляет особой загадки изначально. Разоблачение одного из персонажей заставляет, конечно, засомневаться, а правильно ли подозревался истинный злодей, но столь опереточный, в духе бульварного романа, поворот в настоящем "герметическом детективе" Золотого века смотрелся бы нелепо - в "Смерти в Палате" Беркли именно идиотски подобное и выглядит. Фандорин по ходу сюжета каждый раз догадывается до чего-то совершенно внезапно - просто вдруг понял, и всё. А поворота в биографии комиссара в конце я вообще не понял - едва ли это реверанс "Тайне жёлтой комнаты". В общем, до полноценной конкуренции с "Золотым веком" никак не дотягивает - слишком много фантомасовщины и эффектов.
Есть, конечно, и удачные места. Во-первых, прелестно нелепая в своей высосанной из пальца аргументации версия комиссара. Во-вторых, странноватый английский баронет "с тайной" - его тайна не так чтобы детективна, но зато, действительно, искусно спрятана в тексте.
Но в целом, повторюсь, впечатлить этот "герметический детектив" может только человека, до сей поры детективов не читавшего. И если кто-то открыл для себя жанр именно через творчество Акунина, то за это Акунину честь и хвала. Если же кто, как иные мои знакомые, ограничил восторги жанром на "Левиафане", то, как говорится, "кому попадья, а кому свиной хрящик". Я же, открыв для себя жанр через иные книги, едва ли бы что-нибудь потерял, не прочитав "Левиафана" (а не прочитав Булгакову, при всей неоднозначности впечатлений, потерял бы).
Длинно вышло, и ведь будь книга с такой же разгадкой написана кем-то в "Золотом веке", не было бы повода писать и третью часть от этого, проходной был бы сюжет, к тому же по части мотива преступника и поведения сыщика сильно отдающий "истоками" жанра.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...