Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне в семье бакалейщика. Родители Хичкока были строгими католиками, и он получил образование в колледже св. Игнатия, содержавшемся иезуитами. После колледжа он поступил в Инженерно-штурманскую школу, где изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 работал в телеграфной компании, параллельно изучая живопись в Лондонском университете; вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом. В 1920 ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии «Paramount»). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента «Номер 13» (Number 13/Mrs. Peabody) осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа. |
- продолжение биографии | +
- Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (The Pleasure Garden, 1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. Хичкок стремился к этому сознательно, и уже после первых нескольких работ был признан одним из ведущих мастеров английского кино, тогда только зарождавшегося. За еще одной англо-немецкой картиной «Горный орел» (The Mountain Eagle, 1926) последовала лента «Жилец» (The Lodger/The Case Of Jonathan Drew, 1926), в которой Хичкок впервые обратился к жанру триллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства. Мерцание неоновой вывески в начале задавало нервный ритм всему фильму; зрительно были переданы такие эффекты, как беспокойные шаги жильца, отдающиеся этажом ниже, в комнате хозяев дома. И приемы, и темы этой картины предвосхитили в миниатюре все дальнейшее творчество Хичкока. Это был также первый фильм, в котором он сам появился в крошечной роли — «камео», — как он появлялся впоследствии почти во всех своих картинах, обычно придумывая для этого забавные ситуации.
Из его дальнейших немых фильмов выделяется только спортивная драма «Ринг» (The Ring, 1927), снятая в той же энергичной манере, что и «Жилец». Первая звуковая лента Хичкока — «Шантаж» (Blackmail, 1929) — вначале снималась как немая; затем, когда в Америке было закуплено необходимое оборудование, решено было переснять часть сцен с синхронным звуком. Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе «Убийство» (Murder, 1930) и комедии «Богатые и странные» (Rich and Strange/East Of Shanghai, 1932), в которой впервые и с блеском проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка.
Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much, 1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Картина «39 ступенек» (The 39 Steps, 1935) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, принося в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования, но только выигрывая от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также огромным коммерческим успехом. Ленты «Секретный агент» (The Secret Agent, 1936) и «Саботаж» (Sabotage/A Woman Alone, 1937) были менее удачными в целом, но содержали немало стилистических находок и типично хичкоковских «ударных» эпизодов. Фильм «Молодая и невинная» (Young and Innocent, 1937) — романтический триллер, состоящий из одной длительной погони, — вновь вернул режиссера в его стихию, а картина «Леди исчезает» (The Lady Vanishes, 1938) стала безоговорочным шедевром и принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру. После неудачной костюмно-приключенческой ленты «Таверна 'Ямайка'» (Jamaica Inn, 1939) он подписал контракт с Дэвидом О. Сэлзником и переехал работать в Голливуд.
Его первая американская картина, «Ребекка» (Rebecca, 1940), была психологической драмой с элементами триллера и получила «Оскар» как лучший фильм года. Шпионский триллер «Иностранный корреспондент» (Foreign Correspondent, 1940) пострадал от слишком фрагментарного сюжета, но включал в себя ряд классических эпизодов. За романтической комедией «Мистер и миссис Смит» (Mr. and Mrs. Smith, 1941) последовали подряд несколько крупных удач, в том числе «Подозрение» (Suspicion, 1941) и «Саботажник» (Saboteur, 1942). В картине «Тень сомнения» (Shadow of a Doubt, 1943) Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряженного сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей; этот фильм он называл позднее своим любимым. Все действие фильма «Спасательная шлюпка» (Lifeboat, 1944, номинация за режиссуру) происходило, как и явствует из названия, в маленькой шлюпке, где находятся несколько пассажиров потопленного корабля; только Хичкок мог с изяществом превзойти технические ограничения столь тесного пространства.
Во время войны он снял также две пропагандистские ленты среднего метража для британского Министерства информации. Фильм «Завороженный» (Spellbound, 1945, номинация за режиссуру) был детективом с фрейдистской подоплекой. Сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали. После тонкой психологической драмы «Дурная слава» (Notorious, 1946) и неудачной ленты «Дело Парадайна» (The Paradine Case, 1947) Хичкок поставил свою первую цветную картину, «Веревка» (Rope, 1948). Ее действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съемки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон пленки. Он повторил этот эксперимент менее удачно в провальной драме «Под знаком Козерога» (Under Capricorn, 1949), а после снятого в Лондоне затянутого детектива «Страх сцены» (Stage Fright, 1950) многие критики сочли, что Хичкок исчерпал себя. Он триумфально опроверг их одним из своих самых тонко выверенных фильмов, «Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train, 1951).
Пятидесятые годы стали кульминацией его творчества, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер «Окно во двор» (Rear Window, 1954, номинация за режиссуру), все действие которого зритель видит через окно героя, наблюдающего за своими соседями; романтическую детективную комедию «Поймать вора» (To Catch a Thief, 1955), с яркими красками французской Ривьеры; черную комедию «Неприятности с Гарри» (The Trouble with Harry, 1955) о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа; комедийный триллер «К северу через северо-запад» (North by Northwest, 1959), являющийся почти энциклопедией хичкоковского стиля. Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствии рядом критиков лента «Головокружение» (Vertigo, 1958) была одной из самых индивидуальных работ Хичкока.
Единственный в его творчестве фильм ужаса, «Психоз» (Psycho, 1960, номинация за режиссуру), был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно. «Птицы» (The Birds, 1963) предвосхитили популярную в 70-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Поздними шедеврами Хичкока были недооцененные триллеры «Марни» (Marnie, 1964) и «Разорванный занавес» (Torn Curtain, 1966). В 50-60-е годы он продюсировал также телевизионные сериалы «Альфред Хичкок представляет» (Alfred Hitchcock Presents, 1955-62) и «Час Альфреда Хичкока» (The Alfred Hitchcock Hour, 1962-65). Его последний фильм, «Семейный заговор» (Family Plot), был снят в 1976. Несмотря на пять номинаций, Хичкок ни разу не выиграл премию киноакадемии в конкурсной борьбе, получив лишь почетный «Оскар» (1967) и премию Американского института кино за вклад в искусство (1979). В 1979, незадолго до смерти он получил орден Британской империи и рыцарский титул. 29 апреля 1980 Хичкока не стало.
- фильмография: | +
- 1923 – «Номер 13» («Миссис Пибоди») (Number Thirteen \ Mrs.Peabody)
1925 – «Сад наслаждений» (The Pleasure Garden)
1926 – «Жилец» («Дело Джонатана Дрю») (The Lodger \ The Case of Jonathan Drew)
1926 – «Горный орел» (The Moutain Eagle)
1927 – «По наклонной» (Downhill)
1927 – «Легкое поведение» (Easy Virtue)
1927 – «Ринг» (The Ring)
1928 – «Шампанское» (Champagne)
1928 – «Жена фермера» (The Farmer’s Wife)
1929 – «Шантаж» (Blackmail)
1929 – «Парень с острова Мэн» (The Manxman)
1930 – «Вызывая Элстри» (Elstree Calling)
1930 – «Юнона и Павлин» (Juno and the Paycock)
1930 – «Убийство!» (Murder!)
1931 – «Мэри» (Mary)
1931 – «Нечестная игра» (The Skin Game)
1932 – «Номер 17» (Number Seventeen)
1932 – «Богатые и странные» («К востоку от Шанхая») (Rich and Strange \ East of Shannghai)
1933 – «Великий вальс Штраусса» («Венские вальсы») (Strauss’s Great Waltz \ Waltzes From Vienna)
1934 – «Человек, который знал слишком много» (The Man Who Knew Too Much)
1935 – «39 ступеней» (The 39 Steps)
1936 – «Секретный агент» (Secret Agent)
1937 – «Саботаж» (Sabotage \ A Woman Alone)
1937 – «Молодая и невинная» (Young and Innocent)
1938 – «Леди исчезает» (The Lady Vanishes)
1939 – «Таверна «Ямайка» (Jamaica Inn)
1940 – «Иностранный корреспондент» (Foreign Correspondent)
1940 – «Ребекка» (Rebecca)
1941 – «Мистер и миссис Смит» (Mr. & Mrs. Smith)
1941 – «Подозрение» (Suspicion)
1942 – «Саботажник» (Saboteur)
1943 – «Тень подозрения» (Shadow of a Doubt)
1944 – «Приключение Малгачи» (Adventure Malgache)
1944 – «Бон Вояж» (Bon Voyage)
1944 – «Спасательная шлюпка» (LifeBoat)
1945 – «Завороженный» (Spellbound)
1946 – «Дурная слава» (Notorious)
1947 – «Дело Парадайна» (The Paradine Case)
1948 – «Веревка» (Rope)
1949 – «Под знаком Козерога» (Under Capricorn)
1950 – «Страх сцены» (Stage Fright)
1951 – «Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train)
1953 – «Я сознаюсь» (I Confess)
1954 – «Набирайте М для убийства» (Dial M For Murder)
1954 – «Окно во двор» (Rear Window)
1955 – «Поймать вора» (To Catch a Thief)
1955 – «Неприятности с Гарри» (The Trouble With Harry)
1955-1962 – «Альфред Хичкок представляет» (Alfred Hitchcock Presents)
1956 – «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much)
1957 – «Не тот человек» (The Wrong Man)
1958 – «Головокружение» (Vertigo)
1959 – «К северу через северо-запад» (North by North West)
1960 – «Психоз» (Psycho)
1962-1965 – «Час Альфреда Хичкока» (The Alfred Hitchcock Hour)
1963 – «Птицы» (The Birds)
1964 – «Марни» (Marnie)
1966 – «Разорванный занавес» (Torn Curtain)
1969 – «Топаз» (Topaz)
1971 – «Исступление» (Frenzy)
1976 – «Семейный заговор» (Family Plot)