Автор Роджер Шерингэм » 07 янв 2019, 16:03
Леди Эстер
Очень интересная рецензия.
Должен сказать, хотя я тоже хорошо отношусь к этому сериалу (более того, считаю его второй по степени удачности экранизацией Кристи в нашем кино, после "Десяти негритят"), мнение о нём у меня прямо противоположное. Пожалуй, это как раз повод его изложить.
Вообще детектив "Золотого века" - не очень пригодный для экранизации материал. Мало действия и очень много длинных логических рассуждений, которые на слух с экрана воспринимать трудно. У большинства авторов не слишком проработаны второстепенные персонажи. Перенести на экран весь сюжет займёт очень много времени, а вырезать какой-то кусок, не обрушив сюжет, трудно. (Вот, например, как экранизировать "Шоколадки", где большую часть времени персонажи просто поочерёдно произносят длинные речи? Или раннего Эллери Квина, чьи тексты весьма длинны, но ни одной детальки из авторского пазла не выкинешь, иначе пазл просто не соберётся?) По-моему, существуют три основных способа его экранизации. По крайней мере, три базовых способа сделать удачную экранизации, плохих тоже хватает.
Первый - позвать на все роли звёзд, чтобы они своей харизмой и талантом оживили персонажей. Примеры - эпопея по Кристи 1970х ("Экспресс" с Финни, три фильма с Устиновым, "Зеркало" с Лэнсбери) или советские "Чисто английское убийство" и "Десять негритят". Минус понятен - много так не экранизируешь, денег не хватит и звёзды кончатся (Биркин, Мэгги Смит, Гилгуд в итоге были задействованы в цикле 1970-х по два раза в разных ролях.)
Второй - найти харизматичного исполнителя на главную роль и сделать сериал, где телевизионный формат скроет некоторое однообразие стиля. Лучшие примеры, понятно, сериалы про мисс Марпл-Хиксон и Пуаро-Суше. Вариант, конечно, наиболее продуктивный, зато романы приходится укорачивать, чтобы они влезли в полуторачасовой формат. А при укорачивании можно жестоко испортить сюжет.
Третий - поставить всё в ироническом ключе, скрыв минусы комедийностью. Лучший пример - "И не осталось никого" Рене Клера, похуже - цикл с мисс Марпл-Резерфорд.
Так вот Урсуляк находит четвёртый способ. Он, как и в последующих своих экранизациях, ничего существенно не сокращает и не переделывает. И здесь встаёт закономерный вопрос - как воспроизвести главную особенность романа, то, что в нём повествование ведёт доктор Шеппард? (Все знают, насколько "Роджер Экройд" сложно выстроенный текст и сколь многое там зависит от рассказчика и оптики восприятия, которую он задаёт читателю.) С этой задачей Урсуляк однозначно справился, пригласив на эту роль грандиозного Маковецкого и заставив его постоянно присутствовать в кадре. Зритель действительно, как и в романе, видит все события именно глазами доктора Шеппарда.
Но именно поэтому здесь и нужен такой Пуаро! В отличие от авторского изложения и текстов капитана Гастингса, в рукописи доктора Шеппарда поначалу появляется именно самовлюблённый клоун с нелепыми усами, швыряющий с дикими криками тыквы через забор. Образ Пуаро в этом романе разительно отличается от традиционного, потому что доктор Шеппард не просто нейтральный рассказчик, его умысел ясен - он сознательно выводит Пуаро нелепым дураком, намереваясь написать о посрамлении Пуаро, который в этот раз не сможет раскрыть идеальное преступление. Именно это подчёркивает Урсуляк, назвав сериал "Неудача Пуаро". Так сам доктор Шеппард мог бы назвать свой опус.
Соответственно, и Райкин играет строго по тексту, потому что изображает Пуаро глазами доктора Шеппарда. доктор Праути в своём отзыве на этот сериал очень точно описал, как меняется Райкин-Пуаро в последний момент, когда сбрасывает маску клоуна и раскрывает преступление. Глаз умно и жёстко сверкает, под нелепым гримом обнаруживается железная воля, невидимые когти впиваются в жертву, а затем торжествующий Пуаро с мудрой горечью во взгляде отворачивается от убийцы, понимая, что должен дать ему возможность уйти, чтобы рукопись о неудаче стала рукописью об удаче.
Другое дело, что эта концепция не прочитывается, потому что Урсуляк снял всего один фильм о Пуаро. Вот если бы, например, была ещё одна серия, где Пуаро-Райкина бы сопровождал уже Гастингс, и Райкин бы играл Пуаро глазами Гастингса, тогда было бы понятно, почему в паре с Шеппардом великий сыщик именно такой. А Райкин мог бы - в неудачной в целом экранизации "Тени" Шварца он играл одновременно Учёного и его Тень. После Даля, что уничтожило этот фильм, потому что лучше Даля сыграть невозможно, но безотносительно предшественника Райкин вполне справился с задачей изобразить два противоположных характера. Кстати, роль Пуаро у Райкина единственная в кино за двадцать с лишним лет, и уж явно не потому, что его не зовут. Впрочем, не это главное. Вариант Райкина можно не принимать, это дело каждого зрителя. Важнее, что именно такой Пуаро диктуется всем режиссёрским замыслом.
Хотя Маковецкий, конечно, главная звезда этого фильма. И доктор Шеппард - одна из лучших его ролей. Но, по-моему, сочувствовать ему там как раз невозможно. Он играет маленького не слишком счастливого человека, за внешним добродушием которого скрываются совершенно жуткие бездны. Маковецкий скорее страшен.
Особенно вариант Урсуляка выигрывает на фоне соответствующей серии из "Пуаро Агаты Кристи", где полностью убрана сложная оптика оригинала, а доктор Шеппард стал просто одним из персонажей (ещё и сыгранным исключительно бездарно). И, раз уж об этом, все мы сейчас слегка "ушиблены" блестящим исполнением Пуаро-Суше, представляя именно его при чтении романов. Но ведь этот элегантный дяденька с грустными мудрыми глазами и безупречными манерами - всего лишь один из вариантов, возможная интерпретация текста Кристи, но только одна из них. Более того, обаятельность и харизма Суше такова, что его Пуаро не вызывает раздражения, не бывает ни смешон, ни нелеп. Это глыба, колосс, вызывающая вокруг только беспредельный трепет и уважение (разве что изобличённый убийца, связанный текстом Кристи, произносит пару ритуальных фраз про "грязного француза"). Странно, что кто-то вообще рискует пойти на преступление в присутствии этого сверхчеловека. А ведь Пуаро часто маскируется под комичного иностранца, чтобы притупить бдительность преступника, порой жёстко провоцирует его, вынуждая сорваться и выдать себя. Пуаро беспредельно тщеславен, а тщеславие Суше ограничивается парой произнесённых с доброй улыбкой реплик Гастингсу. А, например, Финни взял за основу прямо противоположные черты образа Пуаро. И Райкин скорее следует в русле Финни.
Но плюсы сериала Урсуляка рождают закономерные минусы. Во-первых, концепция, связанная с Райкиным, не прочитывается. Во-вторых, дотошность воспроизведения текста книги ведёт к затянутости сериала. Смотреть детективный сюжет дольше двух с небольшим часов скучно, внимание притупляется. А здесь пять с лишним. Подряд утомительно, по серии в день - забудешь детали предыдущей серии, а для детектива это фатально. И, в-третьих, беда в том, что в этом сериале нет Англии. В дешевизне ли съёмок тут причина или, скорее, в остальных актёрах (помимо Райкина, Маковецкого и прекрасной Нифонтовой в роли сестры Шеппарда), но во всех остальных персонажах есть что-то неистребимо русское. Классическое "наши играют английскую жизнь", которое в нашем кино не смог преодолеть никто, кроме Масленникова и латыша Стрейча. Возможно, именно потому, что они оба как раз поставили актёрам задачу играть не англичан, а в англичан. Недаром все последующие фильмы Урсуляка - только о России. И у меня, как только в кадре появлялся кто-то помимо главных героев, возникало ощущение, что я смотрю фильм об убийстве не английского помещика, а советского нэпмана в те же 1920-е. Ладно, богатого русского эмигранта в Прибалтике в те же годы.
Соответственно, экранизация "Убийства Роджера Экройда" удалась. Новый концептуальный подход к постановке детектива - нет. Фильм в целом - серединка на половинку.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
- За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 5
- buka (09 янв 2019, 11:58) • Ser (08 янв 2019, 14:38) • Доктор Фелл (07 янв 2019, 16:42) • Леди Эстер (07 янв 2019, 20:17) • Шурик (07 янв 2019, 20:35)