Решение уйти (Южная Корея, 2022) Фильм находился в моей очереди на просмотр два года — с момента выхода. Было несколько факторов, способствовавших тому, что я клюнул на удочку: очень красочная и атмосферная афиша; страна; жанр. Режиссёром и со-сценаристом выступил Пак Чхан Ук, личность с репутацией высокого профессионала за счёт так называемой "Трилогии о месте" (особенно "Олдбой"). Разбираясь с жанровой классификацией, можно обратиться к Яндексу. Он говорит, что перед нами детектив (нужно ли больше?), триллер, мелодрама и преступление (чтобы это не значило). И вопрос жанровой классификации является достаточно серьёзным, поскольку за счёт него выстраиваются определённые ожидания вокруг "продукта" — и если вы, условно, купили в магазине йогурт со вкусом клубники, а он оказался с голубикой, что вы почувствуете, глядя на этикетку? Что то, что это – ягода. Но вкус другой.
Фильм — не детектив в полном смысле. Если настаивать на обратном, ставить "детектив" на первое место в характеристиках, то отношения между жанрами внутри фильма можно было бы описать как "хвост виляет собакой". В фильме, скорее, имеется детективная линия, очень важная и неотъемлемая для сюжета, — но это всё-таки другое. Она мотивирует сюжет двигаться дальше, влияет на события и смену настроений, но не самобытна и целостна в этом плане; она нить чего-то большого и её нельзя взять отдельно и отдельно рассматривать, изучать. Так же я заменил бы «триллер» на, допустим, «нуар». В моём понимании триллер больше про действия (action), в «Решении они присутствуют, но на первый план выходит атмосфера чего-то притаившегося нервного – нуар.
Обращаясь к сюжету, можно процитировать Кинопоиск – он очень ёмко его сформулировал.
Депрессивный детектив увлекается вдовой, которую подозревают в убийстве мужа
Альпиниста-любителя 60 лет находят у подножья скалы – он упал с верхушки, трижды ударился о склон и приземлился на камень. Шансов-то, в общем, не было. Следствие в рамках обычной процедуры проводит расследование, первоначально концентрируясь на версии несчастного случая. Но психическое состояние вдовы погибшего при допросе кое-кто из полицейских находит слишком спокойным — тут зарождается подозрение на убийство. Бытовой сюжетом с мужем-тираном, склонным к контролю и считающего супругу за собственность.
Линия повествования легко делится на три условные части (я бы даже сказал акты; фильм очень театрален, что ещё больше относит к "искусству", а не просто "кинематографу"). Динамика отношений Пак Хэ Иля (детектив) и Сон Рэ (вдова) в культурном плане перекликается с «Головокружением» Хичкока в плане одержимости и страсти, лжи и правды, реальности и вымысла. Именно их отношения находятся в центре объектива; влияние этих отношений на следователя как профессионала; влияние на человека как личность; влияние на человека как часть социума. И всё — с помощью именно детективной линии. Но согласитесь, чувствуется, что не она главная.
Фильм до безумия красивый и это слово — красивый — относится ко всем техническим сторонам. Режиссёрские решения завораживают. Это не "движущаяся картинка" — это полноценная картина, полотно мастера. Похвальные слова, обращённые к режиссуре, столь же применены и к звуковой дорожке (посмотрите, и вы поймёте, о чём я; это так красиво!) и музыкальному сопровождению (сцена с песней "Mist"; сцена реконструкции преступления в фантазии детектива). Освещение, цветовая гамма. Красива и игра актёром.
Посмотрите этот фильм обязательно! Я не могу рекомендовать его больше, чем стараюсь. По ему непрофессиональному мнению, это один из лучших фильмов за последнее десятилетие, если не больше. Не стройте ложных ожиданий и получите настоящее удовольствие,
эстетическое наслаждение.