Всем доброго времени суток!
Я тоже приобрел данный сборник. И хочу отметить, что книга стоит всех своих денег до копейки. Прочитал пока не все рассказы, осваивал оные не по порядку. Поэтому пара слов вразбивочку о прочитанном:
Израэль Зангвилл - Обманутая виселица
Этот рассказик я прочитал первым, т.к. имя автора было на слуху (творчество писателя, одного из первых, заложивших в литературу прием расследования убийства в запертой комнате, всегда, как минимум, любопытно). Рассказик интересный, но прием обмана зрителя разгадывается практически с первых абзацев. Просто по той причине, что это фактически единственный вариант развития событий, по-другому и быть не могло. Сейчас этот прием, кем только не опробованный, является одним из самых известных расхожих штампов; хотя, наверное, во времена написания рассказа он был достаточно оригинальным. Но удовольствие в любом случае положено.
Жак Фатрелл - Загадка тринадцатой камеры
В очень известной "Лекции о запертой комнате" в романе "Три гроба" Джона Диксона Карра "Загадка тринадцатой камеры" упоминается с эпитетом "недосягаемый шедевр". Разумеется, прекрасный повод заинтересоваться. Прочитал. В принципе, очень понравилось ровно до того момента, когда главный герой объясняет, как же ему удалось всех обмануть. После этого момента рассказ "скатывается" до уровня "просто понравилось" - настолько прозаично, а в паре место немного натянуто и наивно выглядит объяснение. Хотя в любом случае, если творчество Фатрелла будет выходить в наших книгах - я буду одним из первых в очереди.
Баронесса Орци - Таинственное убийство в Йорке
Очень неплохой рассказик, с характерным героем, с классическим убийством ирасследованием, с достаточно неожиданной развязкой, если бы не одно "но", просто убивающее впечатление от прочтения. Рассказ разбит на главы, каждаяиз которых имеет свое название. И название самой последней главы является ужасным спойлером. В итоге благодаря только ему одному читатель понимает, кто убийца до того, как Старик (главный герой) начинает все объяснять.
Р. Остин Фримен - Послание со дня моря
Вот это очень понравилось. Классический детектив с чисто научным подходом. Все на месте, ни одной лишней детальки, все скрупулезно и точно выписано. Об имени убийцы можно догадаться до его оглашения, но даже в этом случае сильно впечатление от прочтения не испортится.
Артур Б. Рив - Бесшумная пуля
Если сравнивать с рассказом Фримена, о котором я писал чуть выше, "Бесшумная пуля" проигрывает по всем статьям. Создается впечатление, что имя убийцы выбрано чисто случайно, что любого можно было бы сделать убийцей, и рассказ мало бы что потерял. В общем, неочень интересно.
Мэлвилл Дэвиссон Пост - Corpus delicti
Не сказал бы, что рассказ шедевральный, но сильный. Главным образом из-за его нестандартности. Ведь даже сейчас мало кто повторяет подобный прием. в основном есть хорошие и умные сыщики, расследующие преступления, есть плохие и изощренные перступники - олицетворение зла, и они противостоят друг другу. А вот так, чтобы придумать жесточайшее убийство и защитить его с точки зрения законом (это не спойлер, ибо как именно все происходит, я, само собой, раскрывать не собираюсь) - подобный прием и в наши дени очень редок.
Э. У. Хорнунг - Владелец всегда прав
Рассказ интересен (лично для меня) только личностью его автора. Мол, зять Конан Дойла, мол, герой - пародия на Холмса, мол, вор-джентльмен... Но по сути своей особой изощренности в совершаемом преступлении нет, а леблановский Арсен Люпен "уделывает" по хитрости подобные способы на раз.
М. Макдоннелл Бодкин - Убийство по доверенности
В упомянутой выше "Лекции о запертой комнате" ДДК отдельным примером упоминается способ убийства, точь-в-точь такой же, как и в "Убийстве по доверенности" Только автор того примера - Мэлвилл Дэвиссон Пост (рассказ называть не буду). Кто у кого списал возможность совершения преступления (Бодкин или Пост или они одновременно к нему пришли) выяснять не буду. Однако прочитал всеравно с удовольствием, а мотив преступления (который сейчас тоже выглядит штампом) смотрелся оригинальным даже в этом рассказе.
Артур Моррисон - Кража в Лентон-Крофте
Здесь впечатления ровно противоположные тем, что возникли при прочтении "13-й камеры". Сначала - не сильно интересно, есть кража (три случая), есть один и тот же способ преступления, и есть не особо харизматичный сыщик (а ведь он был временной заменой самому Холмсу!), выясняющий, что да как. Зато когда он начал объяснять, этот монолог сразу поднял рассказ в моих глазах на более интересный уровень. Уж больно хорошо сыщик, чертяка, все разъяснил.
Кларенс Рук - Происшествие у "Кафе-Рояль"
Самый коротенький и простенький рассказик в книге. Кое-где натянуто, довольно наивно, но мило. В общем, средненько, ничего больше и не скажешь. Однако совсем маленький объем позволяет почитать с некоторой долей удовольствия.
Виктор Л. Уайтчерч - Происшествие на железной дороге
Тоже очень уж натянутый способ совершения злодейства, хотя сам поезд, как место преступления, должен просто-таки давить заинтересованностью - тут и ограниченное пространство, откуда никуда не убежишь, и постоянное движение, и длительность поездок... В общем, не самое лучшее злодейство в поезде. Да и сыщик не самый гениальный.
Анна Кэтрин Грин - Леди, которая ходила во сне
Чисто женский рассказик. Написанный женщиной. О женщине в качестве сыщика и рассеянной женщине, вызвавшей женщину-сыщика для расследования. Рааследуется тоже вполне женский случай - потерян документ, который надо найти. Никаких краж, убийств и мошенничеств. Меня, как представителя мужицкого пола, это не сильно впечатлило.
Фергус Хьюм - Нефритовый бог и биржевой маклер
Честно говоря, рассказы, в которых все решает случай, мне не сильно нравятся. Куда завлекательнее, когда сыщик с помощью собственных серых клеточек сплетает все нити в одни узелок. В данном же происшествии аляповатый преступник неосторожно теряет большую улику (практически в самом начале, это не спойлер), и это, разумеется, приводит к печальному для него концу. Особой заслуги сыщиков нет, случайность помогла. Не совсем моё.
Гай Бутби - Бриллианты герцогини Уилтширской
"Плутовской" рассказ уровня "чуть выше среднего". Трюк, используемый пройдошистым героем, не очень оригинален, но его развитие интересно, хоть и предсказуемо. Вполне возможно, что если бы рассказ был выстроен немного по-другому, могла бы присутствовать исочная неожиданная развязка.
Грант Аллен - Рубины Реманетов
Хороший, интересный рассказ с неожиданной развязкой. Вернее, искушенный фанат детективного жанра вполне сможет предугадать подобный вариант, но рассказик коротенький, его лучше просто читать и ни о чем не думать.
Остальные рассказы пока не щупал. Если будет интересно мое мнение - отпишусь, как прочитаю.