О, как уже надоело слышать по поводу того, что детектив – это несерьезно, это чтиво, убогость и серость. А окончательно убивающий меня аргумент – детектив это Донцова и ей подобные, как это можно считать серьезной литературой? И ведь вроде как нельзя возразить, формально Донцова считается детективным писателем. Как по мне, то подобные ей "написатели" только дискредитируют понятие "детектив".
И часто люди, утверждающие, что детектив это ниже их достоинства, обычно говорят, что перечитывают по –дцать раз каждый год "Войну и мир" или что-то в этом роде. Вот честно не верится в такое. Потому что слишком объемный это роман, чтобы его безостановочно читать. А когда читать другие произведения? Любители чтения обычно хотят читать новое для себя и побольше, чтобы все успеть. И еще такие люди не знакомы по-настоящему с детективным жанром – так, пару фамилий и произведений знают. Вот от этого становится еще обидней за детективы. Вроде как у нас в обществе не поощряется признаваться в том, что читаешь и любишь детективы, а надо упирать на классиков, даже если ты их никогда не читал. Главное сказать, что без ума от "Войны и мира" или "Мастера и Маргариты". Тогда зауважают. А детектив это так, несерьезный жанр, фигня типа.
А бедная и любимая мной Джейн Остен наверное так и останется для большинства "писательницей любовных романов" и им не важно, что она признанный классик английской литературы, стоит наравне с Диккенсом, а ее произведения изучают в школах (что не есть хорошо, лучше б оставили в покое).
А вот куда отнести Вудхауса – классика английской литературы, но писавшего легкие и забавные вещицы? Он серьезный юморист или несерьезный классик?
Прочитала я тему, скажу так.
Я не делю для себя литературу на серьезную или несерьезную. Есть хорошая литература, а есть вся остальная печатная продукция, которую считаю мусором и не читаю ее вообще. То есть не по умолчанию, а предварительно познакомившись с ней. Но есть случаи, где все ясно и не читая (Стил, Картленд, Макнот и т.п. Это все из одной оперы - прочитал одну дамочку и понял, что остальные ее сестрички).
Для меня настоящая литература это то, где можно найти что-то полезное для себя, где можно насладиться характерами героев, мастерством автора, описываемой атмосферой. Вот под это Кристи подходит сто процентов. Уж у нее не было картонных героев, а атмосферу она умела создавать мелкими деталями, которые даже на первый взгляд и не важны. Кафешки в деревне, девонширские сливки, подарки к рождеству. Да трудно мне все это описать, это просто чувствуешь.
А как можно не сочувствовать и не переживать за ее героев? Вот этого не пойму никогда. А разве в "Восточном экспрессе" никто никому не сочувствовал? Первый раз читала, аж слезы на глазах. Помнится, тогда подумала, что Кристи правильно поступила.
А разве не вызывает ужаса и отвращения убийцы из "Ночной тьмы" и "Бледного коня"?
А миссис Оливер разве не вызывает восхищения и симпатию? Лично я когда с ней познакомилась, просто мечтала, чтобы она мне встретилась в реальности. Честно говоря, я иногда ощущаю, что она существовала на самом деле. Как и Пуаро. Пуаро просто обожаю, несмотря на все его занудство. Для меня он один из лучших "мужских образов в литературе" (учителя бы ужаснулись от моих приоритетов
).
Мне было очень жаль Генриетту Сэвернейк, Элинор Карлайл, Кэролайн Крейл. "Лощина", "Печальный кипарис", "Пять поросят" для меня одни из лучших, перечитывала неоднократно, частично именно из-за этих героинь и их характеров. У меня был период, когда я читала Кристи безостановочно. Сначала все по одному разу, а потом понравившиеся вещи еще раз. Если бы это была плохая, несерьезная литература, то что тогда там перечитывать? Кто убийца знаем, а дальше ничего и нет.
Хочу еще пару слов сказать о Донцовой, а то неправильно поймут меня. Сейчас ведь модно просто хаить Донцову на чем свет стоит.
Я не считаю ее хорошим писателем, потому что в ее книгах для меня ничего нет – одна вода. Героев нет – только фамилии, бирки такие, чтобы не перепутать. Они говорят один и те же долдонные фразы, причем ее главная Даша Васильева (читала только с ней) тоже.
"вот деньги, баксы, давай скажи мне с кем она ушла", "да, сейчас от водки просохну и скажу, а ты еще мне больше давай денег". Остальное это сто раз повторяемые собачки-кошечки, суперская семейная жизнь и анекдоты из прошлого. И рассказано все это самым что ни на есть простым языком, как на лавочках у подъезда. Никакой литературной ценности. Вот у нее как раз некому сочувствовать, потому как полые люди.
Это для меня даже не несерьезная литература, а это просто не литература совсем – печатная продукция.
Еще по поводу Кристи. Было сказано, что она сама признавала себя автором несерьезной литературы. Но тут я хочу сказать две вещи. Во-первых, Кристи была очень скромным и тихим человеком, болезненно скромным, я бы даже сказала. Кто читал "Автобиографию", тот вспомнит этот момент. Во-вторых, она была прекрасно воспитана и понимала, что не следует нахваливать себя. Вот по этим причинам она и назвала себя автором несерьезной литературы, даже я думаю, что на самом деле так и считала.