Автор Роджер Шерингэм » 05 июл 2020, 20:19
По итогам некоторых последних дискуссий в ряде тем пришли в голову кое-какие мысли.
Для начала пара общих соображений:
1) Любое литературное произведение относится к какому-то жанру. Не может быть такого деления - тут вообще книжки, типа "серьёзные", а там книжки в разных жанрах, типа "развлекательные", "жанровая литература". На самом деле и реалистическая психологическая проза, и авангардные поэмы, всё это такие же жанры, как детектив, фантастика, приключения и т.д. Принадлежность к какому-то жанру - это обязательный признак любого произведения искусства. При этом, конечно, конкретное произведение может быть написано в нескольких жанрах сразу.
2) Почти все писатели, так или иначе, пишут для читателя. Они могут потакать читательскому вкусу или высказывать то, что их волнует, но для себя, не думая о публикации, пишет мало кто. Соответственно, писатель старается, так или иначе, быть интересным читателю, занимательным для него. Просто разных читателей занимает разное - кому-то интересен сюжет (или даже только детективный сюжет), кому-то психология персонажей и возможность им сопереживать, кому-то тонкий стиль, кому-то заумные мысли. Соответственно, писатель находит свою аудиторию.
3) При этом существует (и особенно устойчиво в России) представление, что есть "высокая", "серьёзная" литература, а есть "лёгкая", "развлекательная". К "серьёзной" литературе при таком представлении относят обычно книги реалистического характера с "серьёзной идеей" в основе (обычно в таких книгах углублённо показана психология персонажей и ослаблен сюжет). Книга, написанная в подобном стиле, априори воспринимается "серьёзной", а книги с увлекательным сюжетом, наоборот, воспринимаются чем-то "низким". Это представление, разумеется, неправильное. Все книги, так или иначе, развлекают читателя (см. пункт 2). Оценивать их можно только по их художественным достоинствам - то есть, насколько талантливо они написаны в чисто литературном отношении (в плане стиля, языка, убедительности персонажей) и насколько соответствуют критериям своего жанра (в случае детектива - насколько красива и оригинальна "загадка", в случае реалистической прозы - насколько точно отражено какое-то явление окружающей действительности и т.д.).
4) К понятию "классики" всё это не имеет отношения. Классика - это то, что через много лет продолжает читаться, потому что интересно читателю, выступает непревзойдённым образцом мастерства для коллег и т.д. Само собой, то, что считается "классикой", изначально могло быть абсолютно "развлекательной" литературой в том плане, что просто быть занимательным для читателя/зрителя и было главной целью автора. Тут можно не Бальзака и Джека Лондона вспоминать, а хоть сразу Эсхила и Софокла. Не говоря о том, что существует классика своего жанра, не являющаяся при этом классикой мировой литературы вообще (Ван Дайн безусловная классика детектива, но едва ли классика литературы вообще.)
Вышенаписанное - довольно очевидные вещи, но я повторю их, чтобы мне не приписывали цель как-то прославить "высокую" литературу за счёт "развлекательной".
Вот это представление о наличии "серьёзной" и "развлекательной" литературы подсознательно сидит в голове. Достаточно много людей, кто читает только представляющуюся им "серьёзной" литературу и воротит нос от т.н. "лёгкой" (ещё больше таких людей среди профессиональных литературоведов, критиков и прочих "авторитетов"). Среди них есть те, кому действительно неинтересен в книгах сюжет, а интересно что-то другое (имеют полное право), но часть таких читателей просто находится во власти массового заблуждения и хочет чувствовать себя "приличными людьми", а не читателями всяких "дедюктивов" и "триллеров-чиллеров". Кстати говоря, такой отсев образованной, интеллигентной аудитории от т.н. "развлекательных" жанров ведёт к падению их качества, поскольку детективистам или фантастам приходится ориентироваться на невзыскательную публику, но это очевидно.
Интереснее другое. Многие начитанные и интеллигентные люди со вкусом всё равно любят какой-нибудь жанр (например - детектив), разбираются в нём и ценят качественные образцы. Но подсознательно чувство неудобства, что они любят "лёгкое чтиво", всё равно остаётся. И здесь вступают в силу различные компенсаторные стратегии, позволяющие любить детектив без чувства внутренней неловкости. Подчеркну, под буквами не подразумеваются конкретные участники форума, все образы собирательные и утрированные.
Читатель А поначалу делает однозначный выбор в пользу детектива и начинает читать в основном его. Но детектив в чистом виде - специфический жанр, и бесконечные "кроссворды"-"пазлы" надоедают, поскольку одними ими, конечно, сыт не будешь. От книг хочется и других эмоций, отражения жизни, серьёзных проблем, любовной линии, в конце концов. В общем, всего, что есть в литературе за пределами детектива. Но читатель А предан детективу, и ему нужно, чтобы все это было соединено в книге с детективной (или хотя бы криминальной) линией. Поскольку от таких комбинированных книг читатель А испытывает более разнообразные эмоции, чем от традиционных детективов-"пазлов", ему представляется, что эти книги прогрессивнее традиционных детективов, жанр эволюционирует в лучшую сторону, становится более "литературным". В действительности читатель А переходит с детективов на книги "смешанного" жанра, зачастую далёкие от детектива.
Читатель Б любит и детективы, и классику других жанров, относимую обычно к т.н. "серьёзной" литературе. Но, чтобы внутренне примирить любовь к детективу с любовью к Бальзаку, Достоевскому или Куприну, читатель Б убеждает себя, что его любимые книги классиков на самом деле близки детективам, что Бальзак тоже писал "развлекательную" литературу, а "Преступление и наказание" или "Гранатовый браслет" вообще почти детективы. Читателя Б тянет искать и в других жанрах произведения с детективными или криминальными мотивами, обращая на них внимание в первую очередь, в ущерб другим сторонам этих книг.
Читатель В также любит и детективы, и т.н. "серьёзные" книги. Но, в отличие от читателя Б, читатель В повышает требования к детективам. Ему хочется, чтобы детективы были написаны хорошим языком и стилем, убедительно раскрывали психологию персонажей. При этом, в отличие от читателя А, читателю В нужен в детективе именно детектив, то есть "загадка". Но "загадка", поданная с талантом классиков т.н. "серьёзной" литературы. Критерий литературности оказывается не менее важным, чем качество загадки, и неудачно написанный детектив с хорошей загадкой может оказаться недооценён.
Читатель Г, любя и детективы, и книги других жанров, чётко разграничивает свои литературные потребности. Ради красот стиля ему нужны одни авторы, ради глубин психологии другие. Детективы читатель Г читает только ради "загадки". Иные элементы, не работающие на детективную линию, его раздражают. Художественные достоинства детективов читатель Г видит именно в высоком качестве "загадки" и готов оценивать детективы по совершенно особым критериям, не применимым к другим жанрам. Такой читатель ждёт от детектива строгого соблюдения определённых "правил игры", ради новой встречи с которыми он и читает детективы. По сути, читатель Г внутренне создаёт для детектива "резервацию", почти не пересекающуюся с остальной литературой.
Разумеется, все четыре читателя - знатоки и поклонники детективного жанра, а не просто почитывают пару известных книг иногда среди прочих жанров, не отличая Кристи от Уэнтуорс.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...
- За это сообщение автора Роджер Шерингэм поблагодарили: 2
- afanasev (05 июл 2020, 20:53) • Miranda (06 июл 2020, 13:24)