Автор Роджер Шерингэм » 30 авг 2020, 19:23
Леди Эстер
"Золушку" пытаются такими радикальными переменами защитить от полного запрета. Эта сказка - главный объект ненависти прогрессивной публики, мол, задаёт патриархальную ролевую модель. Достаточно почитать разные феминистские блоги и форумы - если другие сказки пытаются "переписать", то эта просто обличается. (Тем более, что распространён вариант Перро, а не более приемлемая в этом плане версия братьев Гримм с дальнейшей эволюцией сюжета вплоть до ревизионистских "Трёх орешков" Ворличка.)
Что касается постановок Шекспира, то в его времена в театре вообще играли только мужчины, а прекрасную принцессу изображал переодетый и загримированный мальчик-подросток. И, думаю, сам Шекспир с недоумением отнёсся бы к постановкам, которые мы воспринимаем как "реалистические". Режиссёр, в принципе, имеет право на любые эксперименты, а зритель может голосовать ногами и рублём. Попытки идеологических запретов, которые сейчас предпринимаются со стороны "прогрессивной публики", другой вопрос.
Относительно Бомонта и Флетчера, разумеется, каждый может находить важное для себя там, где хочет. Кстати, Бомонт и Флетчер вовсе не мои любимые драматурги (и вообще я предпочитаю "елизаветинскому" театру тогдашний испанский, как по мне, он гораздо более ёмкий и объективный). Но противопоставление "современники ценили Бомонта и Флетчера выше Шекспира" с намёком "не ценили Настоящее" мне кажется неверным, поскольку Шекспир и Бомонт с Флетчером просто говорят о разном и адресуются к разным эмоциям аудитории, это вопрос не отсутствия таланта, а личных вкусов. Значит, более востребованным у современников было то, что давали Бомонт и Флетчер. Выше Вы упоминали, что Байрон популярнее в России, чем на родине - да, англичане перестали читать Байрона, он для них - знаменитый исторический персонаж, его литературное новаторство давно перестало быть актуальным, литература переработала этот опыт и пошла дальше, и творчество Байрона сейчас не востребовано. Зато читают Китса, которого в 19 веке читали гораздо меньше, чем Байрона, сейчас что-то созвучное нашли в нём. (Кстати, если так сравнивать, то Шекспиру будет ближе как раз философ Китс, а Бомонту и Флетчеру - экспериментатор Байрон.)
Поэтому, если Бомонт и Флетчер востребованы до сих пор не только как факт истории литературы (а они востребованы, хотя и меньше Шекспира, их ставили и продолжают ставить), значит, они тоже у кого-то находят отклик и что-то дают. И, повторюсь, сам Шекспир в последний период творчества находился под их влиянием, и та же "Буря" без этого влияния не появилась бы. К тому же, и у Шекспира, помимо шедевров, превосходящих по глубине творчество всех современников, хватает неудачных пьес, которые никто бы не ставил, напиши их какой-нибудь Мессинджер, а тут репертуарность почти 100% произведений Шекспира заставляет и в них искать глубокие смыслы, создавая иллюзию, что всё творчество Шекспира невероятно глубоко. На самом деле здесь не ряд "Шекспир и современники", а ряд "Шекспир, Марло, Бен Джонсон, Бомонт и Флетчер...", где Шекспир заслуженно стоит на первом месте, но его современники тоже дают что-то, чего у Шекспира как раз нет.
- Я человек маленький, - произнес Болванщик дрожащим голосом, - и не успел я напиться чаю... прошла всего неделя, как я начал... хлеба с маслом у меня уже почти не осталось...