pifir писал(а):2. Большая просьба ко всем ветеранам, да и ко всем желающим участвовать, для кого тема " творчество" является насущной: если можно, дать более развернутое описание в духе Умберто Эко “Заметки на полях ”Имени Розы” наиболее удавшейся Вам рецензии с момента прочтения, первой зародившейся идеи и этапы до ее осуществления. Я считаю, что такой мастер- класс является просто необходимым и полезным.
ОХ! Сложный вопрос. Но попробую. Какой-то «матрицы» нет, и быть не может. Когда я читаю очередное произведение, я даже не представляю как она будет выглядеть. Более того. Походу, в процессе написания, могу полностью изменить (не мнение) форму («почерк») отзыва. Самый яркий пример можно увидеть в рекомендации на
"Тайну Биг-Боу" Израэля Зангвилла. Вначале она была обычной, затем, буквально походу написания, оставив только начало (что кстати видно в ней) я решил попробовать по другому. И понеслось. Я словно сам писал рассказ. Рассказ о романе — творчество. К чему я веду? Да к тому, что нет и не может быть никакой «матрицы» (формы) отзыва. Это не тема об автора, в которой все просто и ясно: биография, библиография, фильмография и регалии. Или как в предисловиях к нашим переводам: пару слов об авторе, небольшой анонс самого рассказа, сведения об издании и сам рассказ.
pifir писал(а):Единственное, что меня поставило в логический тупик: как произвести анализ классического детектива не говоря ни слова о главной задаче- поиске истины. Тогда о чем говорить?
Ну только не вешаться как тот боцман))
А если серьезно, то это краеугольный камень любого отзыва, причем не обязательно на детектив. В произведениях любого жанра присутствует если не тайна, то интрига. Да и кроме того, как вы представляете такой отзыв? Это что-то вроде пересказ в конспектированном виде. На минутку представил себе такой, ну к примеру на «Мастера и Маргариту». Да нет конечно.
Отзыв она же рекомендация. Оба эти слова, как мне кажется, полностью отражают ее формат.
а) Отзыв: наш (конкретного каждого из нас) личностный взгляд на прочитанное. Какие чувства переживал во время чтения; что напомнило, сопереживание героям; логичность действий героев (опять же в вашей точки зрения) и т.д. и т.п.
б) Рекомендация. Слово включает в себя все. Вы рекомендуете это произведение всем, кто прочтет вашу рекомендацию. Она может быть положительной, может быть отрицательной, может быть даже нейтральной. Но она, по моему входит в «обязательную программу».
Меня всегда ставит в тупик вопрос, а нужно ли коротко описывать сюжет. В принципе, практически на любую книгу их в инете достаточно. Правда, эти «описания книг» уже не на грани, а за гранью спойлеров. Я, как правило, о сюжете пишу совсем немного и причем почти всегда применяю один и тот же прием: останавливаюсь на самом интересном. Как я это называю — затравочка))
Иногда сравниваю (или пытаюсь сравнить) с другими произведениями автора. Иногда (но редко) с другими авторами. Все это чисто индивидуально. К примеру, сейчас я закончил читать новый роман Переса-Реверте «Фалько». Это не детектив, никаких загадок (в классическом понятии) в нем нет. Сюжет, по большому счету вторичен. Фалько это «Джеймс Бонд» в Испании в конце 30-их годов. И поэтому ищу как написать о романе, который мне очень и очень понравился, хотя, в принципе, писать то почти нечего. Ну разве что, как я писал выше, пересказать в конспектированном виде. Поэтому еще и еще раз, просматриваю "записки на манжетах", сделанные походу чтения, ищу удачные слова — то есть, занимаюсь творчеством.
Кстати. Именно поэтому я пишу такое, как привило день-два.
Не раз и не два в дискуссиях на такие темы повторяюсь: нет никакой «обязательной программы». Каждый отзыв (рекомендация), это… Да. Даже не побоюсь еще раз использовать это слово. Рекомендация тоже творчество. Это ваш рассказ о конкретном произведении. И надо написать СВОЙ рассказ на уровне рецензируемого произведения. Написать интересную рекомендацию, это творчество, в котором, в каждом конкретном случае, нужно искать компромиссный вариант. Чтобы у читателей была возможность немного узнать о чем идет речь, передать свои впечатления и при этом остаться на грани. Это если хотите, своеобразные «правила написания
детектива рекомендации). И их надо соблюдать. Тут уж никаких исключений быть не должно. Вот и получается практически
Mission Impossible — как соблюдая все это сделать так, чтобы это ваше «творчество» не было сухим. Иначе, после нескольких сухих статистических фраз, прочтя которые, потенциальный читатель остановиться и… слишком много букФФ, да ну его нах. И эту рекомендацию, и, что еще хуже само произведение.
Роджер Шерингэм писал(а):И ещё у него нет пиетета перед авторитетами - какой бы знаменитой-классической ни была книга, которая ДФ совсем не понравилась, скидки на это не будет
А почему эта скидка должна быть? Кому интересны «одобрямс»? У моего любимого «маэстро» есть такие провалы. Ого! Так зачем мне врать самому себе, и что еще важнее, всем тем, кто читает мои «простыни». Все просто: остался на уровне — респект и уважуха. Написал что-то слабенькое, стандартное, рядовое — «по ушам». Авторитетов тут быть априори не может.
Писатели (да и любые творческие люди) сродни спортсменам: каждый раз, ставая на «старт», надо вновь и вновь доказывать — ты лучший или один из лучших. И никакие прежние регалии в этом новом «забеге» не помогут. И кстати, может быть самоуверенно, но скажу: первое слово в своей рекомендации — это тоже "внимание на старт". Да, конечно же. Не "чемпионате мира" или "Олимпийских играх", скорее в какой то энной лиге, но уже на "беговой дорожке". И задача та же: на уровне или еще лучше.
И еще. Важно как закончить. Как в народе говорят: конец дело красит. Так и тут. Можно много и интересно написать, а концовку смазать. Да и... помните слова Штрилица:
запоминаются последние слова.
Последнии слова любой рекомендации меня часто ставят в тупик. Вот и эта "простыня" "сушилась" пару дней, пока не нашел сравнение со спортсменами.
Вот. Как то так.