Автор pifir » 12 май 2020, 15:07
Повествование Шкляревского визуально наглядно (чего стоит портрет помещика- дыньки) и эпически отстраненно, не отягощенное ни религиозными, ни философскими проблемами. Почти «быль» о судьбах людей во времена крепостного права. Маленькая зарисовка общества, где «нормы» античеловечны, а получить свободу, не зачернив душу смертным грехом, соблюдая принятые нормы, не всегда возможно… Повесть не описывает жизнь, она оказывается частью жизни.
Повествование начинается с убийства в Москве ростовщицы, Христины Кирсановны Поздняковой, вдовы, пользующейся уважением окружающих ее людей, неизвестным мужчиной, предположительно, не низкого сословия. Следствие зашло в тупик и пришлось «предать дело воле Божией и сдать в архив…».
Автор знает в прошлом исходные точки, от которых тянутся ниточки, дающие ответы на сегодняшние вопросы: «Кто?», «Почему?» совершил убийство. Автор вкладывает свое знание в уста безымянного повествователя, коренного жителя Москвы, любителя не философских мудрствований, а простых житейских историй, в которых событие заменяет назидание, мораль и мысли и чувства. Совершая ежедневный моцион, почтенный пожилой человек случайно оказался в знакомых с детства местах, уселся на лавочку передохнуть, вспомнить старое, да разговорился со случайным прохожим. «А Вы знаете, что в этом старом доме пятнадцать лет назад произошло убийство?» Так, или примерно так, завязал он разговор. «Хорошая была женщина, царствие ей небесное, несмотря на свое не уважаемое занятие.»
События прошлого, рассмотренные с точки зрения факта убийства, выглядят случайными, судьбоносными. Рок ведет Долгополова- Пархоменко к наказанию за нарушение христианских норм. Помещик Масоедов, вопреки советам друзей и родственников, по случаю выполняя функции следователя, оказывается строгим блюстителям «норм» того времени, дойдя в желании восстановить «норму» до последнего предела. Или у него была более веская причина вести себя подобным образом, скрытая от людских глаз? Смерть гонителя звучит обвинением крепостному праву. Рекомендую повесть к прочтению.
Несколько добавочных замечаний.
1. Я собрал пять произведений, в которых применяется мотив убийства старухи - процентщицы:
- Эмиль Габорио «Дело вдовы Леруж» (1865 год) – в уединенном доме убита хранительница документов, содержащих семейную тайну.
- Федор Достоевский «Преступление и наказание» (1966 год) – убита старая и злобная старуха – процентщица, и ее сестра. Цель - проверка теории «сильной личности».
- Александр Шкляревский «Русский Тичборн» (1875 год) – в уединенном доме задушена ростовщица с целью похищения документов.
- Эдогава Рампо рассказ «Психологический тест» (1925 год) – убита старуха – процентщица с целью кражи денег.
- Сэйте Мацумото «Флаг в тумане» (1955 год) – убийство старухи – процентщицы.
- Миюке Миябэ «Горящая колесница» (1992 год) - когда обезличенная банковская система заменила людей из крови и плоти, дающих деньги под проценты, мотив убийства трансформировался в мотив потери личности с целью избежать наказания.
2. В «Русском Тичборне» замена одной личности другой произошла по принципу абсолютного сходства внешности и знании биографии. Мэри Бреддон в «Тайне фамильных бриллиантов» 1864 год подмену произвела по образу и подобию. Одинаковый рост, манера поведения в сочетании с многолетним отсутствием компенсировало промахи претендента.
Хорхе Луис Борхес в новелле «Беспардонный лжец Том Кастро» (1933 год) решил, что претендент и «мозговой центр» не могут соединяться в одном лице и ввел в сюжет негра Богля, способного к гениальным озарениям. Богль «интуитивно понял, что именно чудовищная несообразность притязаний будет лучшим доказательством того, что здесь не может быть речи об обмане, при котором никто не пошел бы на столь явное пренебрежение простейшими приемами. Не следует также забывать о всемогущем содействии времени: четырнадцать лет в южном полушарии и в нужде могут ведь изменить человека». Богль принял в расчет, что непоколебимая уверенность леди Тичборн в том, что ее сын жив, выльется в страстное желание признать претендента своим сыном.
В реальном скандальном судебном процессе, длившемся в общей сложности с 1871 года по 1874 и получившим название «Дело Тичборна», в котором мясник выдавал себя за рафинированного джентльмена, сходство было также весьма поверхностным. Особые приметы, позволившие определить личность, предоставил мужчина.
Шкляревский и Борхес пришли к одинаковому решению, что по происшествию многих лет память об наличие особых примет на теле мужчины может сохранить только женщина.
- За это сообщение автора pifir поблагодарил:
- afanasev (12 май 2020, 15:57)