«Чистый» детектив VS криминальный роман.
Добавлено: 30 мар 2013, 14:40
___Последнее время стал ловить себя на «крамольной мысли». Мне стало намного интереснее читать современные криминалистические произведения, в которых сама загадка это лишь составляющая часть повествования, чем просто загадку ради загадки. Иными словами полноценное художественное произведение мне стало более интересно, чем просто «игра с читателем» (чти классический детектив). Так получилось, что я прочел одну за одной «Убийство на поле для гольфа» Агаты Кристи, «Призрак с Кейтер-стрит» Энн Перри и «Пуля для адвоката» Майкла Коннелли. То есть мы имеем три разноплановых произведения: английский классический детектив времен «золотого века», современный классический детектив, в котором сама загадка играет, в принципе, второстепенную роль и использована как «скелет» для художественного произведения, и современный детектив-триллер. И если эти три романа поставить по интересности для меня, то получилась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. На первое место вышла Перри, на втором Коннелли и на третьем Кристи. И это несмотря на то, что как все знают на форуме, я прежде всего, предпочитаю классический детектив.
___И вот я задумался. Почему так произошло? Почему я, всегда ставящий на первое место детективные произведения «золотого века», предпочитающий интеллектуальные загадки для «маленьких серых клеточек», вдруг с большим удовольствием стал читать, как я их называю «детективные саги»? Я с удовольствием прочитал «холлевскую» серию Нёсбе, «Хилл и Джордан» Макдермид, «русский цикл» Мартина Смита. Серии о Гарри Босхе (Коннелли), Райме (Дивер) перечитывал уже не раз. Причем мне намного интереснее именно серии, объединенные одним (или несколькими героями), когда наряду с детективной интригой, есть «жизнь» главного героя. И как это не покажется странным, эта часть, ничуть ни хуже, а порой и интереснее основной составляющей любого детективного произведения – загадки преступления.
___Я уже неделю отдыхаю. Работаю в израильской фирме и у нас пасхальные каникулы. Времени много и много читаю. Перечитал скопившиеся у меня рассказы классиков жанра, перечитал много рассказов с нашей библиотечки. И словил себя на мысли, что хочется почитать какую-то «сагу». О! Ужас. Даже решил прочесть, так часто критикуемую мною Э. Джордж – серию об инспекторе Линли. С нетерпением жду новых книг Перри из новой серии. (Невезуха. Уже дважды ездил в Олимпийский и никак не могу приобрести два первых произведения серии об инспекторе Питте).
___Нет. Я не хочу сказать, что мне вообще разонравились небольшие рассказы и сравнительно (по сравнению с современными опусами) небольшие повести классики детектива. Как бы это правильно сказать. Мне их » труднее» читать, чем современные «детективные саги». .. Ну… Словно разгадываю кроссворд – вот так не подходит, так тоже, а вот так сложилось. В произведениях классики детектива мне не хватает реалистичности, «жизненности» героев. Я писал об этом в темах о «королеве детектива» и «реалистичности героев». Возможно, что «английский классический детектив» умер, именно из-за того, что он был «вне жизни», оторван от нее. Вернее не умер, а переродился. Может быть поэтому критики и называют таких как Э. Джордж и подобных ей, современными «Агатами Кристи». Не знаю.
___Но вернемся к «нашим баранам».
___Я по-прежнему стараюсь чередовать классику детектива и современные детективы, классический и триллер, чисто загадку и социальный криминальный роман, небольшой ребус и «детективную сагу». В смартфоне в очереди на прочтение такой винегрет, что сам диву даюсь. Три романа Эрла Биггерса, «Тайна леди Одли» Брэддон, серия о Линли Элизабет Джордж. Кстати. Два из трех прочитанных мною произведения были в электронном варианте, а Коннелли в бумажном. И знаете, я начинаю больше склонятся к электронке. И не потому, что это дешевле, вернее вообще бесплатно. А потому, что большинство изданий стали откровенной «порнографией». Жуткая газетная бумага, тусклый, как правило, мелкий шрифт. В смарте (планшете, э. читалке) ты сам себе хозяин и мне, очкарику, намного легче для глаз.
___Заканчиваю. Я не знаю, чем закончится эта войнушка между «загадкой-ребусом» и криминальным романом-сагой. Но сейчас мне все чаще хочется почитать просто какое-то произведение, даже без загадки. Просто интересную историю. Я начинал с классики мировой литературы. В свое время глотал все лучшее. Дюма соседствовал с Достоевским, Тургенев прекрасно уживался с Сабатини, а Стругацкие с томиком Карнеги. Неужели круг замкнется?
___И вот я задумался. Почему так произошло? Почему я, всегда ставящий на первое место детективные произведения «золотого века», предпочитающий интеллектуальные загадки для «маленьких серых клеточек», вдруг с большим удовольствием стал читать, как я их называю «детективные саги»? Я с удовольствием прочитал «холлевскую» серию Нёсбе, «Хилл и Джордан» Макдермид, «русский цикл» Мартина Смита. Серии о Гарри Босхе (Коннелли), Райме (Дивер) перечитывал уже не раз. Причем мне намного интереснее именно серии, объединенные одним (или несколькими героями), когда наряду с детективной интригой, есть «жизнь» главного героя. И как это не покажется странным, эта часть, ничуть ни хуже, а порой и интереснее основной составляющей любого детективного произведения – загадки преступления.
___Я уже неделю отдыхаю. Работаю в израильской фирме и у нас пасхальные каникулы. Времени много и много читаю. Перечитал скопившиеся у меня рассказы классиков жанра, перечитал много рассказов с нашей библиотечки. И словил себя на мысли, что хочется почитать какую-то «сагу». О! Ужас. Даже решил прочесть, так часто критикуемую мною Э. Джордж – серию об инспекторе Линли. С нетерпением жду новых книг Перри из новой серии. (Невезуха. Уже дважды ездил в Олимпийский и никак не могу приобрести два первых произведения серии об инспекторе Питте).
___Нет. Я не хочу сказать, что мне вообще разонравились небольшие рассказы и сравнительно (по сравнению с современными опусами) небольшие повести классики детектива. Как бы это правильно сказать. Мне их » труднее» читать, чем современные «детективные саги». .. Ну… Словно разгадываю кроссворд – вот так не подходит, так тоже, а вот так сложилось. В произведениях классики детектива мне не хватает реалистичности, «жизненности» героев. Я писал об этом в темах о «королеве детектива» и «реалистичности героев». Возможно, что «английский классический детектив» умер, именно из-за того, что он был «вне жизни», оторван от нее. Вернее не умер, а переродился. Может быть поэтому критики и называют таких как Э. Джордж и подобных ей, современными «Агатами Кристи». Не знаю.
___Но вернемся к «нашим баранам».
___Я по-прежнему стараюсь чередовать классику детектива и современные детективы, классический и триллер, чисто загадку и социальный криминальный роман, небольшой ребус и «детективную сагу». В смартфоне в очереди на прочтение такой винегрет, что сам диву даюсь. Три романа Эрла Биггерса, «Тайна леди Одли» Брэддон, серия о Линли Элизабет Джордж. Кстати. Два из трех прочитанных мною произведения были в электронном варианте, а Коннелли в бумажном. И знаете, я начинаю больше склонятся к электронке. И не потому, что это дешевле, вернее вообще бесплатно. А потому, что большинство изданий стали откровенной «порнографией». Жуткая газетная бумага, тусклый, как правило, мелкий шрифт. В смарте (планшете, э. читалке) ты сам себе хозяин и мне, очкарику, намного легче для глаз.
___Заканчиваю. Я не знаю, чем закончится эта войнушка между «загадкой-ребусом» и криминальным романом-сагой. Но сейчас мне все чаще хочется почитать просто какое-то произведение, даже без загадки. Просто интересную историю. Я начинал с классики мировой литературы. В свое время глотал все лучшее. Дюма соседствовал с Достоевским, Тургенев прекрасно уживался с Сабатини, а Стругацкие с томиком Карнеги. Неужели круг замкнется?