Страница 1 из 1

Современный детектив - попытка классификации

СообщениеДобавлено: 10 ноя 2024, 16:10
Автор James
Новые научные открытия, появление на сцене электроники, мобильных телефонов, видеокамер, самых последних научных методов расследования, полностью изменили детективный жанр. Среди героев-сыщиков тех авторов, которые уверенно чувствуют себя в такой обстановке, оказываются учёные, крупные профессионалы из разряда помощников полицейских; сексизм привёл к появлению большого количества героев-женщин, как работающих в полиции, так и сверхлюбопытных любителей.

Кстати, у части авторов модны стали герои-алкоголики или люди, перенёсшие жизненные трагедии и травмы (особенно среди сыщиков-женщин). В их поведении снова стали проявляться антисоциальные тенденции.

Но не все могут с уверенностью описывать методы работы сегодняшней полиции. Такие писатели метнулись в область ретро-детективов, опять же, как с участием полицейских, так и сыщиков-любителей. Популярность поджанра взметнулась вверх в 1990-х, но он продолжил активно развиваться в нашем веке.

Второй способ миновать научные сложности оказался мистическим, когда любители (обычно женщины) обладают сверхспособностями или умеют контачить с мистическими существами. Чаще всего действия таких произведений происходят в небольших американских городах. Эти элементы оказываются либо совершенно не нужными для сюжета, либо серьёзно мешают детективной загадке.

В связи с этим хочется отметить активный отход от принципа реальности. Если после окончания Золотого века детектив был максимально приближен к реальному образу жизни в отличие от «городской сказки», то далеко не все, кто работает в области ретро-детектива или мистического детектива, склонны вводить в свои произведения социальные, бытовые или любые точные подробности наряду с загадкой. Это привело к упрощению литературного языка (часто вообще к отказу от литературной подачи сюжета) и к появлению книг, написанных упрощённо, легковесно, не творчески и даже небрежно. Чаще начали встречаться книги в преобладающем юмористическом ключе.

По всей вероятности, некоторые давно известные авторы, такие, как Саймон Бретт, Х.Р.Ф. Китинг, Вэл МакДермид и Мартин Эдвардс, почувствовали некоторое неудобство и отметили наступление нового века введением новых сквозных героев. В 2000 году появились Кэрол Седдон и Джуд Николс Бретта (роман The Body on the Beach), Хэрриет Мартенс Китинга (роман The Hard Detective – совсем далеко от инспектора Готея, верно?). В 2003 году в The Distant Echo у МакДермид появилась инспектор Кэрен Пири. Ещё через год Эдвардс начинает новую серию The Lake District Mysteries с инспектором Хэнной Скарлетт и историком Дэниелом Кайндом. Известная в РФ писательница Сьюзен Хилл, начинавшая с эмоциональных интровертных произведений вроде «Я в замке король», обратилась сперва к хоррору, затем и к детективу, тогда же представив главного инспектора Саймона Серрейлера (The Various Haunts of Men).

Обширное поле для деятельности представили серийные убийцы – книги заполняются за счёт роста преступлений, вводится элемент хоррора, саспенса, часто подразумевается опасность для самого следователя. Читателю часто представлен анти-герой с самого начала (анонимно или со всеми регалиями), но иногда приходится по старинке вычислять преступника.

С серийником большую роль играет антураж, тут всё даже просто, а как поступать другим авторам с уликами? Серийника можно подстеречь in flagrante, а что делать со следами, ведущими к «бытовому» преступнику? Что-то принципиально новое придумать сложно, так что участились использования классических находок и обыгрыш знаменитых тем Золотого века, в частности, «Десяти негритят» Кристи. У нас хорошо известны версии Люси Фоули (Фоли) «Охотничий дом» и Элис Фини «Тёмная Дейзи» с элементами мистики, а также роман Юкито Аяцудзи «Убийства в десятиугольном доме». Можно найти массу других референций – например, Том Мид почти точно процитировал знаменитую лекцию по запертой комнате Карра.

В пику жестокости современного мира развился поджанр «уютного» детектива, в рамках которого в свою очередь возникла мода делать сыщиков такими старыми, как золотовековцам и не снилось, появился ряд героев-бабушек за 70, которые собирают вокруг себя подружек и занимаются активным расследованием. Ещё один модный тренд – писать тематические книги, в которых расследование вращается вокруг таких тем, как еда, вязание, библиотеки, используются практически все виды хобби. В основе своей всем этим нововведениям сопутствует весьма слабая детективная линия.

Всё вышеизложенное приводит к тому, что литература, сейчас позиционируемая как детектив, означает лишь, что в книге произошло убийство; что с ним будет делать автор – вопрос открытый. Читатель не приглашается состязаться с сыщиком, т.н. «игра», требующая тщательной продуманности сюжета, зачастую отсутствует. Есть ли в РФ современные материалы по англоязычному детективу и тематические списки авторов на русском языке? Я пока такого не встречал. Соответственно попытка как-то каталогизировать современных авторов детективов кажется необходимой.

(продолжение следует)

Re: Современный детектив - попытка классификации

СообщениеДобавлено: 11 ноя 2024, 17:50
Автор Alauda
   Когда-то Энтони Беркли предположил, что детектив будущего - "это скорее история убийства, а не история его расследования". Уже в наши дни с ним согласился Отто Пензлер сказавший, что "детектив … - это любое художественное произведение, в котором преступление или угроза преступления занимает центральное место в теме или сюжете". Детектива в старом понимании, именно классического детектива, сейчас практически нет. Для меня сейчас "детектив" - это детализированная демонстрация логического расследования (а не преступления), никакой "игры" я от автора уже не требую. И "купить" меня несложно, вот недавно прочитал, что Адам Ойебанджи (Adam Oyebanji) пишет триллеры с элементами детектива, после чего тот сразу попал в мой шорт лист. А так ... Есть ли родовое сходство у "Защищая Джейкоба", "Убийства Роджера Экройда" и "Молчания ягнят"? Это вообще один жанр (некий детектив в целом) или нет? У меня нет ответа.
   Вопросы, которые вы задаете, до вас задавали десятки людей, и к общему ответу так и не пришли. Какие-то официальные работы на русском языке есть, например у Кириленко или Федуниной, но есть ли от них хоть какой-то практический "выхлоп", это уже другой вопрос. По своему опыту скажу, что задаваться такими вопросами надо, но конкретно разрабатывать стоит все же более узкие темы.