Страница 1 из 1

Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 21 дек 2021, 20:03
Автор afanasev
Странно, что этой темы на форуме нет. А где обсуждать Н. Вольского и П.А. Моисеева? Как минимум.

Добавлено спустя 8 минут 4 секунды:
     В. Разин «В лабиринте детектива»

     Не теория детектива, а ,пожалуй, история отечественного детектива со множеством примеров, классификацией по жанрам и делением на исторические этапы развития.
     Всю историю отечественного детектива, можно разделить на три больших этапа: дореволюционный, советский и новейший (для автора это 80-90 е года, начало 2000-ых).
     Автор начинает отсчет с 1872 года и описывает дореволюционный период как нечто очень похожее на то, что было и в других странах. Из отечественных особенностей это огромная популярность реальных уголовных дел после судебной реформы в России в 19 веке, когда стали ходить на судебные заседания как в театр, и, конечно, громкие дела освещаемые в сми (что было и в других странах), плюс выстреливший Холмс породил русских подражателей, в общем происходило постепенное формирование особого жанра, в центре которого криминал. Постепенно из криминального романа вырисовывались жанры: плутовской или авантюрный, шпионский, чистое расследование, где сыщик противостоял вору или убийце. Все шло хорошо и вот-вот бы появился русский классический, но не суждено…
     Хотя автор пишет: «Учитывая менталитет русского читателя, героем повествования стала не логика разворачиваемых событий, а психологический поединок следователя и преступника, как правило, заканчивающийся победой добра и наказанием зла…». Возможно русский детектив бы пошел по своему особому пути, кто знает, но революция все оборвала.
     Из дореволюционного периода отметил для себя такие книги:
     «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лесков (стыдно признаться, но не читал);
     «Живой труп» Л. Толстой (позаимствовал из жизни, из истории, случившейся с Екатериной и Николаем Гимер);
     Сборник «Чисто русское убийство»;
     Ивана Бунина “Дело корнета Елагина» (просто надо перечитать);
     От себя еще добавлю (кажется, автор не упоминал) Чехова «Драма на охоте» (произведение из тех, что хочется перечитывать).
     Александров В."Медуза" (классический?)
     Ахшарумов Николай Дмитриевич «Концы в воду»
     Крестовский Всеволод Владимирович «Вне закона» (признаки классического)
     С. Панов: в 1872 году вышла отдельной книгой “Убийство в деревне Медведице. Юридическая повесть”, в 1876 году — “Убийство в Мухтовой роще. Рассказ судебного следователя” и “Три суда или убийство во время бала" (художественные очерки реальных дел)
     Шкляревский Александр Алексеевич (1837 — 1883) самый популярный автор уголовных романов.

     Далее советский период, который автор тоже делит на этапы поменьше: до войны, после войны и после смерти Сталина. В каждом есть свои исторические особенности, такие как большее количество шпионский романов после войны или чуть менее строгая цензура во время оттепели. Но так или иначе в советский период детектив был одинаков, ибо цензура, конъюнктура, железный занавес, идеология, нездоровая писательская конкуренция и т.д. и т.п. все совковые прелести.
     Большинство детективов — это либо милицейский, либо шпионский. Почему книги про шпионов тоже детектив, а не сугубо самостоятельный жанр? Потому что под детективом автор подразумевает любое произведение, где есть некое расследование преступления либо иное противостояние сыщика и преступника, шпионы же тоже преступники. В общем это все теория, так или иначе шпионские истории — это детектив и точка. Автор также выделяет политический детектив и продолжает указывать в качестве примеров шпиоснкие романы. Тут было не понятно, в чем особенности политического детектива и в чем отличие от шпионского. Ну да ладно. Исторический детектив тоже был в советское время, тут более-менее все понятно. Фантастический детектив судя по примерам любой роман, где есть злодей-преступник и кто-то ему противостоит. На полном серьезе упоминается в качестве такового «Отель У погибшего альпиниста». Иронический детектив и так далее.
     Общие черты у советского детектива продиктованы особенностями политического строя упомянутыми выше. Места для полета фантазии понятно нет, но я все же и здесь взял на заметку пару произведений:
     «Толстой Алексей Николаевич (1882 — 1945) ...“Эмигранты” стоят особняком в творчестве писателя. Это своеобразный детектив, написанный по материалам реального уголовного дела и содержащий в себе все признаки жанра. В написанной же в 1931 году повести “Необычные приключения на волжском пароходе” явно усматривается пародия на западный детектив. Здесь и ловкий сыщик Гусев, и профессор Родионов с секретным портфелем, и иностранный шпион».
    «К фантастическому детективу следует отнести и роман “Гиперболоид инженера Гарина” (1925). Здесь достаточно ярко описана работа красного сыщика Шельги».
     Л. Словин «Дополнительный прибывает на 2-й путь» («…оперативник Денисов получает труп в купейном вагоне на второй странице. И надо успеть отыскать убийцу в мчащемся поезде за какие-нибудь сутки…»
     Фантастический детектив — Зиновий Юрьев Полная переделка (фантастический детектив, человек обвиняется в убийстве и в качестве наказания ему грозит полная переделка личности)
      В. Кашин «И никаких версий» (разгадка в самом конце, что уже неплохо).
   
      Также выделил для себя латышский детектив:
      «Анатолия Имерманиса — серьезный цикл “Мун и Дейли”, который стал в СССР одним из первых циклов политических романов. “Призраки отеля Голливуд”, “Гамбургский оракул”, “Спутник бросает тень” и другие романы повествуют о работе частных детективов Муна и Дейли, расследующих весьма сложные и таинственные убийства».
     «В. Легздыньша «Ночь в Межажи», которая, по мнению В. Михайлова, являет собой канон классического детектива».

       В восьмидесятых годах начинается третий исторический этап. Сразу скажу, что здесь я не смог выделить потенциальных претендентов на прочтение, и последние главы больше пролистывал чем читал, ибо стиль автора и его негативное отношение к новым авторам изрядно утомили. Главная особенность третьего этапа в том, что вожжи были брошены и авторов понесло, особенно в 90-е. Разин все смешивает в кучу: триллеры, боевики, эротические романы, книги про мафию и братву. Все шлак, все плохо, деление на высокую и низкую литературу (а это деление всегда было по мнению автора) в 90-е стало еще более отчетливым, ввиду крайне низкого качества, обильно хлынывшего на рынок потока остросюжетной литературы. Появился боевик и триллер, еще более низкие жанры чем детектив (это почти цитата). И все вторично, калька с запада, только хуже. Все ради наживы, пипл все схавает, книжки штампуются быстрей-быстрей, литературные негры буквально надрываются. Б. Акунин тоже упоминается и тоже не в чести у Разина. Короче читать из этого периода нечего. Хорошо хоть мельком упомянут «подвиг Агаты Кристи, детективная интрига в романе которой «Смерть приходит в конце» развивается за несколько тысячелетий (!) до нашей эры». Надо бы прочесть, что реально такое есть у Кристи?
      В защиту этого периода все же отмечу Н. Леонова, книги которого уж точно не относятся к «низкой» литературе. На мой взгляд книги Н. Леонова — это вершина развития милицейского детектива.

      Что по итогу?
       Нет и не было в России классического детектива от слова совсем. До революции что-то намечалось, но потом естественное развитие оборвалось. На свет появился милицейский детектив (чисто отечественный продукт, и он не про профессию, как полицейский-процедурный), со своими многочисленными недостатками в виде «ходульных» персонажей, оторванности от реальности (коррупции, наркотиков, организованной преступности в СССР же не было, как и секса), назидания, и в целом не очень интересных сюжетов про кражу скрипок и т.д. В общем что-то интересное найти сложно.
       Оттепель немного улучшила милицейский детектив, разнообразила темы, оживила образы, общий уровень качества повысился, но тут опять все обрывается и начиная с 90-ых и, на мой взгляд, по сей день среди авторов разброд и шатание, детективом занимаются единицы, а большинство пишут криминальные романы в широком понимании. В этой связи И. Булгакова в истории отечественного детектива совершенно уникальный автор.

Re: Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 21 дек 2021, 21:49
Автор Роджер Шерингэм
afanasev писал(а):Надо бы прочесть, что реально такое есть у Кристи?

А почему нет, там действие происходит в Древнем Египте. Другое дело, что по факту это совершенно обычный роман поздней Кристи, сюжет которого можно без особых проблем перенести в современную Англию. Детектив-то "Смерть приходит в конце" неплохой, но как "исторический", в плане понимания эпохи - не на своё поле Кристи зашла, не Ван Гулик она и даже не Карр.

afanasev писал(а):В этой связи И. Булгакова в истории отечественного детектива совершенно уникальный автор.

Безусловно, но, я бы сказал, не в том смысле, что Булгакова - единственная в России, кто писал настоящие детективы. И другие все-таки попадаются. А вот в том плане, что Булгакова единственный автор, кто до какой-то степени мог стоять на равных с западными мастерами, а не просто успешно сводить в сюжете концы с концами (но выдавать в мировом масштабе глубоко вторичный продукт), она, увы, единственная.

Что касается книги Разина - повторюсь, это великолепный справочник, но все попытки автора рассуждать вызывают только глубокое недоумение ввиду полного отсутствия у него какой-либо внятной теории.

Re: Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 22 дек 2021, 08:54
Автор vldmrvch
С. Панов: в 1872 году вышла отдельной книгой “Убийство в деревне Медведице. Юридическая повесть”, в 1876 году — “Убийство в Мухтовой роще. Рассказ судебного следователя” и “Три суда или убийство во время бала" (художественные очерки реальных дел)
  Готовлю сборник, в котором будет полное собрание романов, повестей и рассказов. Выйдет в конце январе-феврале. Отличная проза, но там нет детектива, в понимании классический детектив. Отличные полицейские процедуралы XIX века, где главная интрига в том, когда же следователь расколет наконец преступника, который известен с самого начала. Невероятно подробное описание процедуры следствия, со всеми заковыками и проблемами. Есть любопытная вещь "Из жизни уездного города" - смесь полицейского процедурала и гоголевской сатиры, не стану раскрывать сюжет и интригу, но смеялся я в финале в полный голос.

Добавлено спустя 6 минут:
Что касается книги Разина - повторюсь, это великолепный справочник, но все попытки автора рассуждать вызывают только глубокое недоумение ввиду полного отсутствия у него какой-либо внятной теории.
Для этого надо опираться или отталкиваться от западных аналогов. Но в России об этом на протяжении века, ни слова. Подумал, может быть именно поэтому такое увлечение именно классическим детективом, может быть русские читатели проходят тот период, которого были насильно лишены за эти годы? Потом наступит период увлечения процедуралами и шпионскими романами?

Re: Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 22 дек 2021, 10:49
Автор Виктор
vldmrvch писал(а):Подумал, может быть именно поэтому такое увлечение именно классическим детективом, может быть русские читатели проходят тот период, которого были насильно лишены за эти годы? Потом наступит период увлечения процедуралами и шпионскими романами?

Мне кажется, это довольно спорное предположение.
В России полицейские и шпионские романы уже как бы пережили расцвет интереса к себе (в 1990-е годы).
И, например, моя мама сейчас запоем читает А. Маклина, а вот к чисто классическим детективам относится хоть и с некоторым интересом, но довольно прохладно.

Re: Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 22 дек 2021, 10:58
Автор Alex Smith
Где оно? Где? Было бы увлечение, они и выходили бы почаще, а не как сейчас, когда их едва заметно среди общей массы

Re: Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 22 дек 2021, 11:08
Автор Роджер Шерингэм
Alex Smith писал(а):Где оно? Где? Было бы увлечение, они и выходили бы почаще, а не как сейчас, когда их едва заметно среди общей массы

Увлечение-то тем, что продаётся как "детектив", есть. Нет никакого представления, что детектив, а что нет. А тяги именно к классическому детективу, на мой взгляд, нет вообще, не соглашусь тут с vldmrvch. Есть у какой-то категории населения тяга к английскому детективу, "похожему на Кристи", но большой вопрос, каковы там критерии выделения. Боюсь, что это вовсе не классичность сюжета, а уютность, атмосферность, симпатичные персонажи и т.д. Ну вот хонкаку ещё смогли успешно распиарить тоже, честь и хвала издателям.

Re: Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 22 дек 2021, 16:42
Автор afanasev
Классический детектив еше путают с ретро детективом, и вообще классический значит скучный, старый, не современный. Нужно новое название типа хонкаку, чтобы внимание привлекало.

Re: Российский детектив: история и теория

СообщениеДобавлено: 23 дек 2021, 11:24
Автор Леди Эстер
  Настоящих классических детективов очень мало. Есть категория читателей (не могу судить, насколько многочисленная), которым они нравятся, да где взять новые книги в этом жанре?
  Издатели используют нечестные маркетинговые ходы — объявляют любую женщину, пишущую в жанре детектива, новой Агатой Кристи, или любой детектив, в котором действие происходит в прошлом, лучше всего в Викторианской Англии - классическим.
  Но в книгах мастеров Золотого века были интересные и оригинальные загадки, великолепный язык, строгая логика, живые герои. Большинству современных эпигонов до них как до луны. Попробовав прочесть один-два таких псевдоклассических детектива, читатель перестает верить аннотациям и покупать такие книги.