Российский детектив: история и теория
Добавлено: 21 дек 2021, 20:03
Странно, что этой темы на форуме нет. А где обсуждать Н. Вольского и П.А. Моисеева? Как минимум.
Добавлено спустя 8 минут 4 секунды:
В. Разин «В лабиринте детектива»
Не теория детектива, а ,пожалуй, история отечественного детектива со множеством примеров, классификацией по жанрам и делением на исторические этапы развития.
Всю историю отечественного детектива, можно разделить на три больших этапа: дореволюционный, советский и новейший (для автора это 80-90 е года, начало 2000-ых).
Автор начинает отсчет с 1872 года и описывает дореволюционный период как нечто очень похожее на то, что было и в других странах. Из отечественных особенностей это огромная популярность реальных уголовных дел после судебной реформы в России в 19 веке, когда стали ходить на судебные заседания как в театр, и, конечно, громкие дела освещаемые в сми (что было и в других странах), плюс выстреливший Холмс породил русских подражателей, в общем происходило постепенное формирование особого жанра, в центре которого криминал. Постепенно из криминального романа вырисовывались жанры: плутовской или авантюрный, шпионский, чистое расследование, где сыщик противостоял вору или убийце. Все шло хорошо и вот-вот бы появился русский классический, но не суждено…
Хотя автор пишет: «Учитывая менталитет русского читателя, героем повествования стала не логика разворачиваемых событий, а психологический поединок следователя и преступника, как правило, заканчивающийся победой добра и наказанием зла…». Возможно русский детектив бы пошел по своему особому пути, кто знает, но революция все оборвала.
Из дореволюционного периода отметил для себя такие книги:
«Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лесков (стыдно признаться, но не читал);
«Живой труп» Л. Толстой (позаимствовал из жизни, из истории, случившейся с Екатериной и Николаем Гимер);
Сборник «Чисто русское убийство»;
Ивана Бунина “Дело корнета Елагина» (просто надо перечитать);
От себя еще добавлю (кажется, автор не упоминал) Чехова «Драма на охоте» (произведение из тех, что хочется перечитывать).
Александров В."Медуза" (классический?)
Ахшарумов Николай Дмитриевич «Концы в воду»
Крестовский Всеволод Владимирович «Вне закона» (признаки классического)
С. Панов: в 1872 году вышла отдельной книгой “Убийство в деревне Медведице. Юридическая повесть”, в 1876 году — “Убийство в Мухтовой роще. Рассказ судебного следователя” и “Три суда или убийство во время бала" (художественные очерки реальных дел)
Шкляревский Александр Алексеевич (1837 — 1883) самый популярный автор уголовных романов.
Далее советский период, который автор тоже делит на этапы поменьше: до войны, после войны и после смерти Сталина. В каждом есть свои исторические особенности, такие как большее количество шпионский романов после войны или чуть менее строгая цензура во время оттепели. Но так или иначе в советский период детектив был одинаков, ибо цензура, конъюнктура, железный занавес, идеология, нездоровая писательская конкуренция и т.д. и т.п. все совковые прелести.
Большинство детективов — это либо милицейский, либо шпионский. Почему книги про шпионов тоже детектив, а не сугубо самостоятельный жанр? Потому что под детективом автор подразумевает любое произведение, где есть некое расследование преступления либо иное противостояние сыщика и преступника, шпионы же тоже преступники. В общем это все теория, так или иначе шпионские истории — это детектив и точка. Автор также выделяет политический детектив и продолжает указывать в качестве примеров шпиоснкие романы. Тут было не понятно, в чем особенности политического детектива и в чем отличие от шпионского. Ну да ладно. Исторический детектив тоже был в советское время, тут более-менее все понятно. Фантастический детектив судя по примерам любой роман, где есть злодей-преступник и кто-то ему противостоит. На полном серьезе упоминается в качестве такового «Отель У погибшего альпиниста». Иронический детектив и так далее.
Общие черты у советского детектива продиктованы особенностями политического строя упомянутыми выше. Места для полета фантазии понятно нет, но я все же и здесь взял на заметку пару произведений:
«Толстой Алексей Николаевич (1882 — 1945) ...“Эмигранты” стоят особняком в творчестве писателя. Это своеобразный детектив, написанный по материалам реального уголовного дела и содержащий в себе все признаки жанра. В написанной же в 1931 году повести “Необычные приключения на волжском пароходе” явно усматривается пародия на западный детектив. Здесь и ловкий сыщик Гусев, и профессор Родионов с секретным портфелем, и иностранный шпион».
«К фантастическому детективу следует отнести и роман “Гиперболоид инженера Гарина” (1925). Здесь достаточно ярко описана работа красного сыщика Шельги».
Л. Словин «Дополнительный прибывает на 2-й путь» («…оперативник Денисов получает труп в купейном вагоне на второй странице. И надо успеть отыскать убийцу в мчащемся поезде за какие-нибудь сутки…»
Фантастический детектив — Зиновий Юрьев Полная переделка (фантастический детектив, человек обвиняется в убийстве и в качестве наказания ему грозит полная переделка личности)
В. Кашин «И никаких версий» (разгадка в самом конце, что уже неплохо).
Также выделил для себя латышский детектив:
«Анатолия Имерманиса — серьезный цикл “Мун и Дейли”, который стал в СССР одним из первых циклов политических романов. “Призраки отеля Голливуд”, “Гамбургский оракул”, “Спутник бросает тень” и другие романы повествуют о работе частных детективов Муна и Дейли, расследующих весьма сложные и таинственные убийства».
«В. Легздыньша «Ночь в Межажи», которая, по мнению В. Михайлова, являет собой канон классического детектива».
В восьмидесятых годах начинается третий исторический этап. Сразу скажу, что здесь я не смог выделить потенциальных претендентов на прочтение, и последние главы больше пролистывал чем читал, ибо стиль автора и его негативное отношение к новым авторам изрядно утомили. Главная особенность третьего этапа в том, что вожжи были брошены и авторов понесло, особенно в 90-е. Разин все смешивает в кучу: триллеры, боевики, эротические романы, книги про мафию и братву. Все шлак, все плохо, деление на высокую и низкую литературу (а это деление всегда было по мнению автора) в 90-е стало еще более отчетливым, ввиду крайне низкого качества, обильно хлынывшего на рынок потока остросюжетной литературы. Появился боевик и триллер, еще более низкие жанры чем детектив (это почти цитата). И все вторично, калька с запада, только хуже. Все ради наживы, пипл все схавает, книжки штампуются быстрей-быстрей, литературные негры буквально надрываются. Б. Акунин тоже упоминается и тоже не в чести у Разина. Короче читать из этого периода нечего. Хорошо хоть мельком упомянут «подвиг Агаты Кристи, детективная интрига в романе которой «Смерть приходит в конце» развивается за несколько тысячелетий (!) до нашей эры». Надо бы прочесть, что реально такое есть у Кристи?
В защиту этого периода все же отмечу Н. Леонова, книги которого уж точно не относятся к «низкой» литературе. На мой взгляд книги Н. Леонова — это вершина развития милицейского детектива.
Что по итогу?
Нет и не было в России классического детектива от слова совсем. До революции что-то намечалось, но потом естественное развитие оборвалось. На свет появился милицейский детектив (чисто отечественный продукт, и он не про профессию, как полицейский-процедурный), со своими многочисленными недостатками в виде «ходульных» персонажей, оторванности от реальности (коррупции, наркотиков, организованной преступности в СССР же не было, как и секса), назидания, и в целом не очень интересных сюжетов про кражу скрипок и т.д. В общем что-то интересное найти сложно.
Оттепель немного улучшила милицейский детектив, разнообразила темы, оживила образы, общий уровень качества повысился, но тут опять все обрывается и начиная с 90-ых и, на мой взгляд, по сей день среди авторов разброд и шатание, детективом занимаются единицы, а большинство пишут криминальные романы в широком понимании. В этой связи И. Булгакова в истории отечественного детектива совершенно уникальный автор.
Добавлено спустя 8 минут 4 секунды:
В. Разин «В лабиринте детектива»
Не теория детектива, а ,пожалуй, история отечественного детектива со множеством примеров, классификацией по жанрам и делением на исторические этапы развития.
Всю историю отечественного детектива, можно разделить на три больших этапа: дореволюционный, советский и новейший (для автора это 80-90 е года, начало 2000-ых).
Автор начинает отсчет с 1872 года и описывает дореволюционный период как нечто очень похожее на то, что было и в других странах. Из отечественных особенностей это огромная популярность реальных уголовных дел после судебной реформы в России в 19 веке, когда стали ходить на судебные заседания как в театр, и, конечно, громкие дела освещаемые в сми (что было и в других странах), плюс выстреливший Холмс породил русских подражателей, в общем происходило постепенное формирование особого жанра, в центре которого криминал. Постепенно из криминального романа вырисовывались жанры: плутовской или авантюрный, шпионский, чистое расследование, где сыщик противостоял вору или убийце. Все шло хорошо и вот-вот бы появился русский классический, но не суждено…
Хотя автор пишет: «Учитывая менталитет русского читателя, героем повествования стала не логика разворачиваемых событий, а психологический поединок следователя и преступника, как правило, заканчивающийся победой добра и наказанием зла…». Возможно русский детектив бы пошел по своему особому пути, кто знает, но революция все оборвала.
Из дореволюционного периода отметил для себя такие книги:
«Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лесков (стыдно признаться, но не читал);
«Живой труп» Л. Толстой (позаимствовал из жизни, из истории, случившейся с Екатериной и Николаем Гимер);
Сборник «Чисто русское убийство»;
Ивана Бунина “Дело корнета Елагина» (просто надо перечитать);
От себя еще добавлю (кажется, автор не упоминал) Чехова «Драма на охоте» (произведение из тех, что хочется перечитывать).
Александров В."Медуза" (классический?)
Ахшарумов Николай Дмитриевич «Концы в воду»
Крестовский Всеволод Владимирович «Вне закона» (признаки классического)
С. Панов: в 1872 году вышла отдельной книгой “Убийство в деревне Медведице. Юридическая повесть”, в 1876 году — “Убийство в Мухтовой роще. Рассказ судебного следователя” и “Три суда или убийство во время бала" (художественные очерки реальных дел)
Шкляревский Александр Алексеевич (1837 — 1883) самый популярный автор уголовных романов.
Далее советский период, который автор тоже делит на этапы поменьше: до войны, после войны и после смерти Сталина. В каждом есть свои исторические особенности, такие как большее количество шпионский романов после войны или чуть менее строгая цензура во время оттепели. Но так или иначе в советский период детектив был одинаков, ибо цензура, конъюнктура, железный занавес, идеология, нездоровая писательская конкуренция и т.д. и т.п. все совковые прелести.
Большинство детективов — это либо милицейский, либо шпионский. Почему книги про шпионов тоже детектив, а не сугубо самостоятельный жанр? Потому что под детективом автор подразумевает любое произведение, где есть некое расследование преступления либо иное противостояние сыщика и преступника, шпионы же тоже преступники. В общем это все теория, так или иначе шпионские истории — это детектив и точка. Автор также выделяет политический детектив и продолжает указывать в качестве примеров шпиоснкие романы. Тут было не понятно, в чем особенности политического детектива и в чем отличие от шпионского. Ну да ладно. Исторический детектив тоже был в советское время, тут более-менее все понятно. Фантастический детектив судя по примерам любой роман, где есть злодей-преступник и кто-то ему противостоит. На полном серьезе упоминается в качестве такового «Отель У погибшего альпиниста». Иронический детектив и так далее.
Общие черты у советского детектива продиктованы особенностями политического строя упомянутыми выше. Места для полета фантазии понятно нет, но я все же и здесь взял на заметку пару произведений:
«Толстой Алексей Николаевич (1882 — 1945) ...“Эмигранты” стоят особняком в творчестве писателя. Это своеобразный детектив, написанный по материалам реального уголовного дела и содержащий в себе все признаки жанра. В написанной же в 1931 году повести “Необычные приключения на волжском пароходе” явно усматривается пародия на западный детектив. Здесь и ловкий сыщик Гусев, и профессор Родионов с секретным портфелем, и иностранный шпион».
«К фантастическому детективу следует отнести и роман “Гиперболоид инженера Гарина” (1925). Здесь достаточно ярко описана работа красного сыщика Шельги».
Л. Словин «Дополнительный прибывает на 2-й путь» («…оперативник Денисов получает труп в купейном вагоне на второй странице. И надо успеть отыскать убийцу в мчащемся поезде за какие-нибудь сутки…»
Фантастический детектив — Зиновий Юрьев Полная переделка (фантастический детектив, человек обвиняется в убийстве и в качестве наказания ему грозит полная переделка личности)
В. Кашин «И никаких версий» (разгадка в самом конце, что уже неплохо).
Также выделил для себя латышский детектив:
«Анатолия Имерманиса — серьезный цикл “Мун и Дейли”, который стал в СССР одним из первых циклов политических романов. “Призраки отеля Голливуд”, “Гамбургский оракул”, “Спутник бросает тень” и другие романы повествуют о работе частных детективов Муна и Дейли, расследующих весьма сложные и таинственные убийства».
«В. Легздыньша «Ночь в Межажи», которая, по мнению В. Михайлова, являет собой канон классического детектива».
В восьмидесятых годах начинается третий исторический этап. Сразу скажу, что здесь я не смог выделить потенциальных претендентов на прочтение, и последние главы больше пролистывал чем читал, ибо стиль автора и его негативное отношение к новым авторам изрядно утомили. Главная особенность третьего этапа в том, что вожжи были брошены и авторов понесло, особенно в 90-е. Разин все смешивает в кучу: триллеры, боевики, эротические романы, книги про мафию и братву. Все шлак, все плохо, деление на высокую и низкую литературу (а это деление всегда было по мнению автора) в 90-е стало еще более отчетливым, ввиду крайне низкого качества, обильно хлынывшего на рынок потока остросюжетной литературы. Появился боевик и триллер, еще более низкие жанры чем детектив (это почти цитата). И все вторично, калька с запада, только хуже. Все ради наживы, пипл все схавает, книжки штампуются быстрей-быстрей, литературные негры буквально надрываются. Б. Акунин тоже упоминается и тоже не в чести у Разина. Короче читать из этого периода нечего. Хорошо хоть мельком упомянут «подвиг Агаты Кристи, детективная интрига в романе которой «Смерть приходит в конце» развивается за несколько тысячелетий (!) до нашей эры». Надо бы прочесть, что реально такое есть у Кристи?
В защиту этого периода все же отмечу Н. Леонова, книги которого уж точно не относятся к «низкой» литературе. На мой взгляд книги Н. Леонова — это вершина развития милицейского детектива.
Что по итогу?
Нет и не было в России классического детектива от слова совсем. До революции что-то намечалось, но потом естественное развитие оборвалось. На свет появился милицейский детектив (чисто отечественный продукт, и он не про профессию, как полицейский-процедурный), со своими многочисленными недостатками в виде «ходульных» персонажей, оторванности от реальности (коррупции, наркотиков, организованной преступности в СССР же не было, как и секса), назидания, и в целом не очень интересных сюжетов про кражу скрипок и т.д. В общем что-то интересное найти сложно.
Оттепель немного улучшила милицейский детектив, разнообразила темы, оживила образы, общий уровень качества повысился, но тут опять все обрывается и начиная с 90-ых и, на мой взгляд, по сей день среди авторов разброд и шатание, детективом занимаются единицы, а большинство пишут криминальные романы в широком понимании. В этой связи И. Булгакова в истории отечественного детектива совершенно уникальный автор.